Национальная Ассоциации «Денсаулык» по снижению вреда, вызванного факторами риска неинфекционных заболеваний, представила кабинетное исследование, посвященное влиянию экологических проблем на рост неинфекционных заболеваний.
В исследовании ВОЗ от 2012 года отмечается, что загрязнение воздуха на открытом пространстве и внутри помещений стало причиной более семи миллионов смертей от сердечно-сосудистых, хронических респираторных заболеваний и рака легких. Экологические проблемы являются причиной 23% всех преждевременных смертей в мире, то есть около 12-13 миллионов человек ежегодно умирают от экологических факторов.
Проблема актуальна и для Казахстана. Согласно исследованию аналитиков Energyprom.kz, в рейтинге стран по качеству воздуха Казахстан в 2021 году занял 32-е место в мире из 106 (первое место — худший показатель, последнее — лучший).
Средний годовой показатель Алматы за 2020 год составил 39,3 µg/m³, Нур-Султана — 21,9 µg/m³. Среди стран СНГ положение Украины, Туркменистана и России оказалось лучше, чем Казахстана. Хуже позиции Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Армении.
Изменение климата является главной и ключевой проблемой, для решения которой объединился весь мир. Негативные воздействия, связанные с изменением климата, могут привести к природным катастрофам, техногенным авариям, политическим конфликтам и огромным человеческим жертвам.
По данным ООН, за последние 20 лет произошло 7 348 глобальных катаклизмов, которые унесли жизни 1,23 млн человек, а мировая экономика потеряла 2,97 трлн долларов. За предыдущие 20 лет (с 1980 по 1999 годы) произошло в два раза меньше природных катастроф — 4 212, потери составили свыше 1,19 млн человек и 1,63 трлн долларов.
В Казахстане на сегодняшний день объем накопленных твердых бытовых отходов (ТБО) составляет более 100 млн тонн. Ежегодно в стране образуется 5-6 млн отходов. До 2025 года их объем будет постепенно увеличиваться и подойдет к отметке в восемь млн тонн.
Вредные соединения, образующиеся в результате совместного хранения ТБО, наносят огромный урон экологической среде. Наиболее загрязненными оказываются индустриальные и промышленные регионы Казахстана: Павлодарская, Карагандинская, Акмолинская, Костанайская и Восточно-Казахстанская области. Наиболее чистыми — ЗКО, Атырауская, Кызылординская области.
По данным egov.kz, самое большое скопление отходов наблюдается в:
Также глобальной проблемой является утилизация пластика. Ежегодно в мире производится около 359 миллионов метрических тонн пластика. Природа не может справиться с объемом их утилизации со скоростью, достаточной для предотвращения вреда окружающей среде.
«В Казахстане очень слабо развита индустрия отходов и система вторичной переработки мусора. Мировой опыт показывает, что без применения определенных принципов и механизмов достичь успехов в этой области практически невозможно.
Необходимо совместное взаимодействие государства, предприятий по утилизации мусора и каждого жителя страны, чтобы добиться кардинальных изменений», — уверена Айгуль Соловьева, председатель Правления Ассоциации экологических организаций Казахстана, член Совета по зеленой экономике при премьер-министре, Комиссии по правам человека при президенте и эксперт Национальной Ассоциации «Денсаулык».
Ассоциация рекомендует:
Транспорт является крупнейшим источником CO2 в мире и ответственным за выбросы более четверти всех парниковых газов. Выбросы выхлопных газов от автомобилей могут вызывать ряд проблем со здоровьем, от аллергических раздражений на коже до сердечных и хронических респираторных заболеваний, таких как астма.
В Казахстане, в 2019 году эмиссия парниковых газов от транспорта составила 26,5976 тыс. тонн СО2-экв (в 1990 году уровень эмиссии был 22,315 тыс. тонн СО2-экв).
Основная причина – стремительный рост автопарка страны. В 1990 году насчитывалось 1 278 800 единиц автотранспорта, к 2019 году это количество выросло в четыре раза и достигло 4 325 300 единиц. Доля автомобилей возрастом менее трех лет — 11%. В то же время доля старых машин (более 10 лет) сохраняется на высоком уровне и составляет 64%.
Авторы исследования задались вопросом, можно ли сделать выбросы транспорта личного пользования меньше, чем сейчас. С 1990 по 2019 год доля вклада железнодорожного транспорта в углеродный след уменьшилась с 23% до 6%, это рекордный показатель среди остальных видов транспорта на фоне интенсификации роста железнодорожного грузооборота вкупе с ростом количества парка локомотивной тяги. Как выяснилось, такое резкое снижение вклада в углеродный след вызвано ростом электрифицированных железнодорожных сообщений, использование большего количества электротяги и ,конечно же, постоянное отраслевое совершенствование ДВС локомотивной тяги.
На примере железнодорожного транспорта автомобильный транспорт может пойти по аналогичному пути развития и сделать нашу окружающую среду лучше. В частности, повысить качество воздуха, которым дышит население.
Анализ транспортных средств в РК демонстрирует, что именно автомобили личного пользования осуществляют наибольший вклад в загрязнение воздуха. В рейтинге стран по качеству воздуха Казахстан в 2021 году занял 32-е место в мире из 106 (первое место — худший показатель, последнее — лучший).
Имеются данные, что электротранспорт способен снизить выбросы на 15-30%. По крайней мере такие оценки приводят Европейские исследовательские центры по экологическим проблемам, а с учетом развития альтернативных источников энергии (широкое применение солнечных панелей, ветровых станций, ГЭС и пр.) показатель выбросов может быть снижен на все 70-80%.
«Чтобы минимизировать риски возникновения неинфекционных заболеваний среди населения, нужно применять дифференцированный налог на автотранспорт, выбрасывающий в атмосферу опасные выбросы и активно стимулировать население отказываться от автомобилей и пересаживаться на общественный транспорт, велосипеды, метрополитен и электрокары.
Но при этом по городу должны ездить современные со всеми удобствами автобусы с развитой маршрутной сетью. Также необходимо увеличить километры велодорожек», — сказала Бахыт Туменова, глава Национальной Ассоциации «Денсаулык» по снижению факторов риска неинфекционных заболеваний.
Ассоциация рекомендует:
Одним из факторов ухудшения качества воздуха внутри жилых и общественных помещений является табачный дым, если члены семьи или рабочего коллектива курят в доме или на рабочем месте.
Известно около 2 500 химических веществ, входящих в состав табачного листа, и более 4 700, входящих в состав табачного дыма. Таким образом, курение традиционных сигарет может служить причиной многих функциональных и органических поражений организма не только самого курящего, но и окружающих его людей, так как большая часть дыма от 55% до 70% выделяется в окружающую среду.
В последние десятилетия на рынок были представлены новые альтернативы традиционным табачным изделиям. К ним относятся бездымный табак, электронные сигареты, изделия из нагреваемого табака и гибридные системы. Общедоступные результаты тестов показали, что аэрозоль систем нагревания табака практически не влияет на качество воздуха внутри помещений.
Конференция Сторон Рамочной конвенции ВОЗ (РКБТ ВОЗ) по борьбе против табака активно применяет запретительные меры и в целом идет по пути запрещения, накладывая жесткие ограничения для табачных изделий. При этом не наблюдается внедрение механизмов реализации принципов уменьшения вреда. Такое положение ставит Конференцию сторон РКБТ ВОЗ в отличительное положение по сравнению с деятельностью Конференции сторон по изменению климата ООН, то есть по сути в вопросах реализации механизмов уменьшения вреда.
Важно отметить, что в последние годы наблюдается глобальное снижение уровня курения сигарет. Однако это не привело к уменьшению числа курильщиков. Действительно, даже если доля курящего населения сократилась, количество курильщиков не уменьшилось, что объясняется общим ростом населения (ВОЗ, 2017 г.). Фактически в 2007 году в мире насчитывалось 1,1 млрд курильщиков, и к 2019 году это число не изменилось (ВОЗ, 2020).
Признавая это, некоторые страны серьезно рассматривают стратегию снижения вреда от табака, делая менее вредные продукты доступными для курильщиков, которые в противном случае продолжали бы курить.
«Самый действенный способ сохранить здоровье – это полный отказ от курения. У человека должен быть выбор. Если нельзя отказаться от вредной привычки, в этом случае переход к устройствам, которые не сжигают, а нагревают табак, будет разумной альтернативой курению, которая поможет снизить риски для здоровья. В этом главная цель концепции снижения вреда», — считает Гинтаутас Кентра, врач и эксперт Национальной Ассоциации «Денсаулык» по снижению факторов риска неинфекционных заболеваний.
Ассоциация рекомендует: