Все здравые идеи так и остаются планами…
Развитие Алматинской агломерации — необходимость в условиях непрекращающегося роста населения мегаполиса. В зону Алматинской агломерации сегодня входят части пяти административных районов Алматинской области:
Все они сосредоточены вокруг главного ядра — Алматы. Чтобы его разгрузить, государство нацелено на развитие городов-спутников и городов-контрмагнитов. Для этого производства и складские предприятия постепенно выносятся за пределы Алматы.
Также в планах строительство транспортно-коммуникационных коридоров. Но, как это часто бывает, все грандиозные планы либо «топчутся на месте», либо вовсе рушатся, разбиваясь о суровую реальность…
Как отмечает Адиль Нурмаков, председатель общественного фонда Urban Forum Kazakhstan, Алматы сегодня развивается экстенсивно. Застраиваются окраины, в то время как в старых границах города по-прежнему плотность застройки достаточно низкая.
— Застройка окраин происходит неэффективно, и живущие там вынуждены искать рабочие места, а также возможности доступа к социальной, культурной, образовательной и прочей инфраструктуре за пределами этих новых микрорайонов.
Как правило, транспортная доступность оставляет желать лучшего. Эффективный общественный транспорт туда не прокладывается. В самом Алматы современный скоростной общественный транспорт практически отсутствует
В целом, на наш взгляд, город сейчас не принимает достаточного участия в планировании территориального развития. Это касается вопросов характера застройки — она монофункциональная, в основном жилье, что провоцирует маятниковую миграцию внутри города. Если говорить об уличной дорожной сети, она развивается недостаточно активно. Мы видим, что к новым микрорайонам идет слишком мало улиц.
— Естественно, они забиваются трафиком, потому что очень многие проживают в том направлении и для них единственным способом обеспечить собственную мобильность становится личный транспорт. Поэтому там постоянные заторы, — говорит он.
Нурмаков отмечает, что вопросы развития агломераций начали активно обсуждаться только в последнее время.
— Закон об агломерациях поднимался и ранее на правительственном и межведомственном уровнях, но эффективных решений не предлагалось. Все эти комиссии между акиматами города и области с участием правительства были абсолютно нерабочими.
И мы постоянно рекомендовали, чтобы взаимодействие было не в формате комиссий, а в формате постоянно действующего рабочего органа, который бы согласовывал планы развития мегаполиса с планами развития городов-спутников и пригородов
В целом как такового развития агломерации мы не видим. Потому что Алматы по-прежнему является основным «магнитом» для жителей пригородов, для которых, опять же, не созданы эффективные транспортные решения.
Маятниковая миграция жителей внутри города, о которой я упоминал, это одно, но абсолютно такая же картина проецируется на уровень агломерации, — рассказывает председатель Urban Forum Kazakhstan.
Чтобы развивались города-контрмагниты, по мнению Нурмакова, нужно создавать привлекательные рабочие места и полную инфраструктуру, которая будет включать не только базовую.
— У нас привыкли считать район самодостаточным, если там есть поликлиника, детский сад и школа. Но на самом деле уровень качественной жизни человека определяется далеко не этими параметрами. Это должна быть полноценная удобная городская среда, а не микрорайонная изолированного района, где, по мнению наших градостроителей, люди должны находиться постоянно, не выезжая.
Должны быть места, где люди хотят и могут проводить время и иметь доступ ко всем функциям, необходимым для комфортной жизни. Должны быть доступны госуслуги, открыты возможности для развития и досуга людей разного возраста.
Среди хороших решений территориального развития города и агломерации я могу назвать лишь те, которые не были реализованы, так и оставшись намерениями.
— Приведу пример района «Алматы Арена», где сейчас идет массированная жилая застройка: в планах было связать его с центром города трамвайной линией ЛРТ, но проект так и не был реализован, хотя это предполагалось согласно генплану.
На самом деле качественное градостроительное планирование предусматривает развитие района параллельно с транспортным решением
Только в этом случае район будет привлекательным, так как скоростной общественный транспорт не только обеспечивает быстрый транзит пассажиров, но и сам является точкой притяжения, — отмечает Адиль Нурмаков.
Это как в случае с метрополитеном: районы, где появляются станции метро, становятся более популярными.
— Так было со станцией метро «Москва», и я уверен, что такой же эффект будет после ввода двух новых станций в 2022 году.
Но алматинское метро — проект еще с советских времен, который тоже был далеко не идеален: совершенно непонятно расстояние между станциями, не ясно, что они связывают между собой. Например, станция метро «Сайран»: для чего она там и почему не рядом с автовокзалом «Сайран»?
То есть до него вам нужно идти пешком, и иногда с багажом. В целом скажу: метрополитен — это то, что надо заканчивать, но это не идеальное и чрезмерно дорогостоящее решение, — заключает он.