Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
0.00
EUR
481
0.00
RUB
4.94
0.00

Почему Алматинская агломерация не развивается? — эксперт

659
Фото: time.kz

Развитие Алматинской агломерации — необходимость в условиях непрекращающегося роста населения мегаполиса. В зону Алматинской агломерации сегодня входят части пяти административных районов Алматинской области:

  • Енбекшиказахского
  • Жамбылского
  • Илийского
  • Карасайского
  • Талгарского
  • и части территории Капшагайской городской администрации.

Все они сосредоточены вокруг главного ядра — Алматы. Чтобы его разгрузить, государство нацелено на развитие городов-спутников и городов-контрмагнитов. Для этого производства и складские предприятия постепенно выносятся за пределы Алматы.

Также в планах строительство транспортно-коммуникационных коридоров. Но, как это часто бывает, все грандиозные планы либо «топчутся на месте», либо вовсе рушатся, разбиваясь о суровую реальность…

Застройка и нехватка транспорта

Как отмечает Адиль Нурмаков, председатель общественного фонда Urban Forum Kazakhstan, Алматы сегодня развивается экстенсивно. Застраиваются окраины, в то время как в старых границах города по-прежнему плотность застройки достаточно низкая.

Адиль Нурмаков

Адиль Нурмаков. Фото: informburo.kz

— Застройка окраин происходит неэффективно, и живущие там вынуждены искать рабочие места, а также возможности доступа к социальной, культурной, образовательной и прочей инфраструктуре за пределами этих новых микрорайонов.

Как правило, транспортная доступность оставляет желать лучшего. Эффективный общественный транспорт туда не прокладывается. В самом Алматы современный скоростной общественный транспорт практически отсутствует

В целом, на наш взгляд, город сейчас не принимает достаточного участия в планировании территориального развития. Это касается вопросов характера застройки — она монофункциональная, в основном жилье, что провоцирует маятниковую миграцию внутри города. Если говорить об уличной дорожной сети, она развивается недостаточно активно. Мы видим, что к новым микрорайонам идет слишком мало улиц.

Алматы нужно обеспечить качественный рост — архитектор

— Естественно, они забиваются трафиком, потому что очень многие проживают в том направлении и для них единственным способом обеспечить собственную мобильность становится личный транспорт. Поэтому там постоянные заторы, — говорит он.

Картина не меняется

Нурмаков отмечает, что вопросы развития агломераций начали активно обсуждаться только в последнее время.

— Закон об агломерациях поднимался и ранее на правительственном и межведомственном уровнях, но эффективных решений не предлагалось. Все эти комиссии между акиматами города и области с участием правительства были абсолютно нерабочими.

И мы постоянно рекомендовали, чтобы взаимодействие было не в формате комиссий, а в формате постоянно действующего рабочего органа, который бы согласовывал планы развития мегаполиса с планами развития городов-спутников и пригородов

В целом как такового развития агломерации мы не видим. Потому что Алматы по-прежнему является основным «магнитом» для жителей пригородов, для которых, опять же, не созданы эффективные транспортные решения.

Маятниковая миграция жителей внутри города, о которой я упоминал, это одно, но абсолютно такая же картина проецируется на уровень агломерации, — рассказывает председатель Urban Forum Kazakhstan.

Полноценная среда

Чтобы развивались города-контрмагниты, по мнению Нурмакова, нужно создавать привлекательные рабочие места и полную инфраструктуру, которая будет включать не только базовую.

— У нас привыкли считать район самодостаточным, если там есть поликлиника, детский сад и школа. Но на самом деле уровень качественной жизни человека определяется далеко не этими параметрами. Это должна быть полноценная удобная городская среда, а не микрорайонная изолированного района, где, по мнению наших градостроителей, люди должны находиться постоянно, не выезжая.

Должны быть места, где люди хотят и могут проводить время и иметь доступ ко всем функциям, необходимым для комфортной жизни. Должны быть доступны госуслуги, открыты возможности для развития и досуга людей разного возраста.

Среди хороших решений территориального развития города и агломерации я могу назвать лишь те, которые не были реализованы, так и оставшись намерениями.

Без ЛРТ никуда

— Приведу пример района «Алматы Арена», где сейчас идет массированная жилая застройка: в планах было связать его с центром города трамвайной линией ЛРТ, но проект так и не был реализован, хотя это предполагалось согласно генплану.

На самом деле качественное градостроительное планирование предусматривает развитие района параллельно с транспортным решением

Только в этом случае район будет привлекательным, так как скоростной общественный транспорт не только обеспечивает быстрый транзит пассажиров, но и сам является точкой притяжения, — отмечает Адиль Нурмаков.

Это как в случае с метрополитеном: районы, где появляются станции метро, становятся более популярными.

Советский проект метро Алматы включал несколько веток

— Так было со станцией метро «Москва», и я уверен, что такой же эффект будет после ввода двух новых станций в 2022 году.

Но алматинское метро — проект еще с советских времен, который тоже был далеко не идеален: совершенно непонятно расстояние между станциями, не ясно, что они связывают между собой. Например, станция метро «Сайран»: для чего она там и почему не рядом с автовокзалом «Сайран»?

То есть до него вам нужно идти пешком, и иногда с багажом. В целом скажу: метрополитен — это то, что надо заканчивать, но это не идеальное и чрезмерно дорогостоящее решение, — заключает он.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter