Эксперт поделился своим видением территориального развития южной столицы.
Урбанизация способствует притоку населения в Алматы — как следствие, жители мегаполиса сталкиваются с заторами на дорогах. Чтобы в будущем проблема не усугублялась, уже сегодня необходимо находить комплексные решения по планированию городской среды и организации транспортных потоков. Об этом говорит архитектор Асхат Садуов.
По его мнению, правильным является решение президента о развитии бывшего Капшагая, а ныне города Конаева.
— Он станет городом-контр-магнитом. Вероятно, туда будет перенесена часть производств из Алматы. А это рабочие места, которые оттянут потоки миграции от мегаполиса.
Но чтобы обеспечить рост населения города, необходимо ограничить количественный рост в Алматы и трансформировать его в качественный
Мы говорим про реновацию, промышленные территории, ИЖС в центре города. Уплотняющаяся застройка Алматы — не очень качественная модель, скорее количественная. Если мы говорим о качестве, то если правильно организовывать пространство, пятиэтажной застройкой можно обеспечить те же самые площади и ту же самую плотность.
Все это можно реализовать по примеру «золотого квадрата». То есть в данном случае мы будем ориентироваться на перекрестки, у нас будет квартальная сетка улиц человеческого масштаба, которая при хорошей организации пространства сможет обеспечить необходимую экономическую плотность.
Но у нас организация пространства микрорайонного типа. И если мы возьмем любой ЖК от застройщика, который он считает выгодным проектом, и сравним с проектами пятиэтажной застройки, получится аналогичная плотность квадратных метров на гектар. Этому можно найти массу подтверждающих примеров в мире, — убежден архитектор.
Проект пятиэтажных домов, по словам Асхата Садуова, возведенных в рамках квартальной сетки улиц, имеет ряд преимуществ.
— Если мы говорим про 10-15 километров на квадратный километр улиц, это хорошая связанность, плотность и наполненность улиц. Такой формат способствует развитию малого и среднего бизнеса. А в микрорайонной застройке улиц нет, есть проходы, и это не благоприятствует МСБ, а усиливает криминализацию
То есть структура формирует экономику. Территория Алматы сегодня ограничена с одной стороны горами, а с другой — нехваткой свободных земель. В этих условиях город должен четко сконцентрироваться на том, какие территории он хочет развивать. Зачастую возводят новостройку, но не думают о том, как будут продолжаться улицы. Но надо не блокировать существующую сетку улиц, а усиливать и развивать.
Разветвление улиц даст нам возможность снизить количество пробок. Чем больше улиц, тем больше вариативных маршрутов, комфортней пребывание в городе и более разгружена дорожная сеть
То есть плотность улиц — это ключевой фактор. И чтобы обезопасить себя от плохих проектов, надо просто посмотреть, какое в них количество Т-образных перекрестков на гектар или квадратный километр. Должны быть нормальные перекрестки и нормальное светофорное регулирование — тогда у нас разгрузятся потоки движения. А когда у нас один проспект аль-Фараби и к нему все, условно говоря, «присосались», конечно у нас будет коллапс, — считает Садуов.
Как отмечает архитектор, чтобы понять, зачем люди из пригородов ежедневно ездят в Алматы, надо провести социологическое исследование.
— Если выяснится, что основной мотив работа, значит надо создавать рабочие места и в Конаеве, и в других городах-спутниках. То есть конкретно разделить занятость в Алматы и занятость в пригородах по секторам рынка, с помощью чего удастся разделить и потоки.
Также необходимо двигаться в сторону деавтомобилизации. А для этого надо создавать условия. Можно сделать доступ автотранспорта дорогим в центре города, чтобы туда передвигались на общественном транспорте
Город предлагает альтернативу в виде автобусов, троллейбусов, метрополитена, а также велосипедов и самокатов. И тренд таков, что население пересаживается на велосипеды и самокаты, потому что в центре города это удобнее, чем передвигаться на автомобиле в час-пик. Поэтому здесь нужно четко вырабатывать стратегию и решать это в пользу развития общественного транспорта.
Необходимо развивать городское транспортное планирование. Стратегически оно должно быть связано с алматинской агломерацией. Нужны транспортно-пересадочные узлы, перехватывающие парковки
А также электрички — альтернативный транспорт. Чтобы люди из пригорода могли приехать в город и там передвигаться уже на городском транспорте, — заключает Асхат Сабуов.