Проблемы авторитейла коснулись всех регионов мира, позитивных прогнозов по сектору пока не ожидается.
Глобальный автомобильный рынок в текущем году остается в пессимистичной зоне. Практически во всем мире наблюдается снижение объема продаж легковых автомобилей, передает finprom.kz. По информации Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), продажи легковых автомобилей в Европе по итогам апреля уменьшились на 20,2%, составив 830,4 тыс. машин.
Непосредственно в странах Европейского союза (ЕС) сокращение объема продаж составило 20,6%. За исключением «коронакризисного» 2020 это был самый слабый апрельский результат.
Наибольшее уменьшение объема продаж в секторе среди стран Европы наблюдается в Литве (−34,9%), Италии (−33%), Швейцарии (−29,1%), Дании (−29%), Финляндии (−25,8%) и Австрии (−26,6%).
Как отмечают в АСЕА, отрицательная динамика обусловлена продолжающимися перебоями в поставках новых автомобилей из-за дефицита полупроводников (чипов). Перебои усугубляются проблемами с логистикой из-за нового геополитического кризиса, связанного с военными действиями России в Украине. Кроме того, негативно сказалась на ситуации новая вспышка все еще не отступившей пандемии COVID-19 в Китае.
В разрезе автомобильных компаний наибольшее сокращение объема продаж в Европе по итогам апреля текущего года наблюдается у Stellantis: сразу минус 28% за год. Тем временем уменьшение продаж составило:
Согласно отчету Foley Automotive от 18 мая 2022 года, из-за нехватки полупроводников Stellantis и Ford на прошлой неделе временно приостановили производство на заводах в Иллинойсе, Кентукки и Онтарио. Среди моделей, затронутых кризисом, отмечены Jeep Cherokee, Ford Escape, Ford Edge, Lincoln Corsair и Lincoln Nautilus.
Кроме того, на прошлой неделе Stellantis временно приостановила производство на своем заводе по производству минивэнов в Виндзоре, Онтарио из-за неустановленной нехватки деталей.
В Японии Toyota в мае сократит производство на 12 заводах на срок до шести дней из-за последствий блокировки COVID-19 в Китае, а глобальные производственные планы были снижены примерно на 50 тыс. автомобилей. В Toyota отметили, что высокие затраты на сырье и продолжающаяся нехватка полупроводников могут снизить прибыль компании за следующий год примерно на 20%, уточнив, что сохраняющаяся экономическая неопределенность затрудняет прогнозирование.
В США объемы продаж новых легковых автомобилей сократились на 56,3% за год, в Китае — на 43,4%, Японии — на 14,4%, Южной Корее — на 11,8%, Канаде — на 8,4%, Мексике — на 1%. Автокризис охватил фактически все регионы мира.
Дефицит полупроводников начался еще в 2020 году, когда из-за пандемии закрывались производства как самих автозаводов, так и заводов по производству комплектующих для авто, в том числе полупроводников. В начале пандемии спрос на автомашины (и в первую очередь сама физическая возможность приобретения) резко упал, а за ним и объем заказов на чипы.
Однако после возобновления автопроизводства заводам по производству микросхем требовалось до шести месяцев и более, чтобы возобновить выпуск определенных типов чипов, в результате чего автопроизводители столкнулись с серьезными задержками в своей цепочке поставок. Закрытие границ из-за пандемии также негативно сказалось на логистике и транспортировке микросхем.
Впрочем, для дефицита полупроводников достаточно причин и помимо пандемии. Около 12% микрочипов в мире производится в США, причем большая их часть поступает из Техаса. Однако в феврале 2021 года на этот штат обрушился один из самых сильных штормов в истории региона, ставший причиной массовых отключений электроэнергии.
Заводы по производству микрочипов не были застрахованы от этого, в результате чего некоторые из них понесли серьезные потери и были закрыты. Последствия катастрофичны: один из производителей, Infineon, рассчитал, что потребуются многие месяцы, чтобы вернуть производство в нормальное русло, поскольку каждый из его чипов, запланированных к выпуску в следующие 12 месяцев, уже зарезервирован.
Кроме того, в марте прошлого года произошел пожар на заводе Renesas в Японии. В общей сложности было повреждено 17 единиц аппаратуры фирмы, что привело к дальнейшим задержкам.
В сложившихся условиях сложно предсказать, когда мировой авторынок преодолеет накопившиеся и вновь появляющиеся трудности и выйдет из кризисного пике.