Академией Педагогических Наук по инициативе Управления образования г. Алматы был разработан проект «Научно-практические пути реализации воспитания сознательного поколения в школах».
Ведущая идея проекта – создать научную основу для реализации работ по воспитанию сильного духом высоконравственного патриота, социально ответственного, порядочного, добросовестного поколения с высоким национальным самосознанием, разработать механизмы ее практической реализации.
С этой целью разработана и утверждена Концепция «Совершенствование воспитания сознательного поколения в современной школе». В целях продуктивной работы в школах, в рамках концепции подготовлены и переданы во все казахские и смешанные школы 13 методических указаний для учителей, классных руководителей, родителей и учащихся. С целью их широкого разъяснения были подготовлены видеолекции. Выбраны специальные экспериментальные школы, начата системная работа.
Чтобы подвести итоги работы, 21 мая 2022 года в гимназии №140 им. М. Макатаева в Алматы состоялась республиканская научно-практическая конференция на тему «Системный подход к воспитанию поколения: требование времени и перспективы».
По словам научного руководителя проекта, доктора педагогических наук Аскарбека Кусаинова, все развитые страны в первую очередь уделяют особое внимание воспитанию детей.
— Воспитание подрастающего поколения сейчас является очень важной проблемой в обществе. Если рассматривать страны с высоким уровнем развития качественного образования и изучать их успешность, мы видим, что в первую очередь там уделяется внимание воспитанию детей. И чем больше внимания этому уделяется, тем выше качество образования в этих странах. Второй человек, который принимает участие в воспитательном процессе, это учитель. Педагоги прежде всего должны любить свою работу и быть лучшими в своей сфере.
Повышение качества образования, воспитание сознательного поколения всегда являлось для нас приоритетом. Для улучшения работы в этом направлении посоветовались с начальником Управления образования города Алматы Ляззат Ауесхановной и пришли к выводу, что система воспитания в казахских и смешанных школах южной столицы будет системно выстроена в научно-практическом плане. Его цель — системный подход в воспитании с начальных и до одиннадцатого класса. Мы разработали концепцию этого проекта и в рамках этой концепции подготовили 13 методических указаний. В нем выделены шесть направлений:
Для системной работы в школах по этим направлениям мы подготовили новые методические указания. В прошлом году мы издали методичку и распространили в школах города. С начала 2022 года была начата работа. По этому экспериментальному проекту опорной стала школа №140.
Итоги мы обсудим сегодня на конференции. Директора школ и ученые выскажут свое мнение. Мы учтем все замечания и предложения и дополним нашу методичку, — сказала педагог.
Руководитель управления образования г. Алматы Жылкыбаева Ляззат Ауесхановна считает, что в воспитании детей у каждого государства должен быть свой проект, основанный на национальном менталитете.
— Воспитание детей — одно из важнейших проблем современности. Мы можем перенять систему обучения многих передовых стран, чему-то у них научиться. Но ценности и воспитание все равно будут отличаться. Магжан Жумабаев в своем педагогическом труде писал: «Воспитатель дает воспитание через привитие национальных ценностей».
То есть как и н чем воспитывать своих детей, это мы не можем перенять ни из одной страны. Методику и основные вопросы должны разработать только ученые нашей страны, а учителя должны это внедрять, – говорит она.
На пленарных и секционных заседаниях конференции, проведенной в рамках проекта, было заслушано более 30 докладов, обсуждалась резолюция конференции.
В работе приняли участие и высказали свои предложения депутат мажилиса парламента РК Ж. Сулейменова, почетный учитель, Герой Труда Казахстана А. Миразова, ректор КазНПУ им. Абая Д. Билялов, ректор КазНацЖенПУ им. Абая Г. Канай, известные ученые КазНУ им. аль-Фараби, КазУМОиМЯ им. Абылай хана, НАО им. Ы. Алтынсарина, руководители образовательных учреждений и общественных объединений матерей, родителей.
Работа конференции получила положительную оценку. Была принята резолюция из 14 пунктов.