Конституционная и законодательная реформы 2022 года, объявленные президентом, при правильной реализации помогут стране идти вперед.
Рабочая группа, готовившая поправки в Конституцию, учла пожелания Касым-Жомарта Токаева, которые он высказал в своем последнем Послании народу Казахстана.
«Уверен, что поправки в Конституцию откроют новую главу в истории Независимого Казахстана. Это важная веха в строительстве Нового Казахстана», — заявил Токаев на совещании 22 апреля, посвященном вопросам изменений в Конституцию.
Что действительно исторического и судьбоносного ждет страну с принятием поправок, прокомментировал директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог Андрей Чеботарев.
— Андрей Евгеньевич, сокращаются полномочия президента, усиливается роль парламента и маслихатов. Это хорошо или плохо? С одной стороны, сильный президент наводит хоть какой-то порядок, а если власть размажется в разные стороны, не станет ли хуже?
— Я думаю, что основная часть полномочий президента никуда не денется. А усиление парламента и представительных органов власти будет способствовать прежде всего их большей самостоятельности в процессе законотворчества и нормотворчества. Плюс, конечно, очень важно, чтобы они занимались контролем за деятельностью исполнительных органов в рамках своих полномочий, которые имеют сейчас и которые будут расширены.
Они так или иначе сейчас точно представляют, а когда будут формироваться по другой системе, представят существующий партийно-политический спектр.
Конечно, здесь очень важно, чтобы политические партии были вовлечены в процесс управления страной
Возвращение мажоритарной системы даст механизм сопричастности к этому процессу и значительной части граждан, состоящих или не состоящих в других политических партиях.
— Вы верите в то, что дополнительные полномочия парламента и маслихатов будут использованы действительно с пользой для страны? Ведь и нынешними правами и обязанностями они пользовались так, что постоянно получали свою порцию критики.
— Многое здесь зависит от ряда факторов. Вы отметили человеческий фактор, и все понимают, как эти депутаты пришли в парламент и маслихаты. Хотя, на мой взгляд, я вижу, что переход на пропорциональную систему выборности депутатов маслихатов улучшил ситуацию.
Пришли люди, которые ощущают свою сопричастность к партии и стараются использовать партийные механизмы для улучшения ситуации в своих регионах или населенных пунктах
Поэтому здесь определенные плюсы все-таки есть. Когда и если где-то разбавят, а где-то полностью вернут мажоритарную систему, я думаю, это улучшит ситуацию.
Тем более, сейчас идет процесс формирования новых политических партий. Главное, чтобы власть дала им регистрацию. С другой стороны,
очень важно, чтобы у нас все-таки была проведена полноценная реформа избирательной системы, когда выборы будут проводиться без какого-либо административного влияния
Чтобы не было давления исполнительной власти на избирательные комиссии с ценными указаниями.
— А в этом плане Конституция что-то поменяет или нет? Может быть желание такое у действующей власти и появилось, а механизма в основном Законе страны так и не появится.
— Тут больше речь идет об изменении выборного законодательства. Президент в своем послании обозначил соответствующие меры. Возможно, общественность что-то свое предложит.
Надо понимать, что сейчас правящая элита еще не готова полностью отдать власть
У президента и большинства представителей истеблишмента есть хороший пример, как делать не надо — Советский Союз. Когда начали реформы осторожно, потом дошли до устранения монополии правящей КПСС, а в итоге развалили страну, упустив управление.
У нас все-таки власть пережила серьезный шок январских событий, поэтому ждать, что она пойдет на тотальную демократизацию всего и вся, пока не стоит
Другое дело, что власть понимает — надо создавать какие-то институты, те же партии, давать людям участвовать на конструктивной основе в управлении страной, чтобы не получить охлократию.
— Определенным достижением эксперты в области прав человека называют создание Конституционного суда и наделение омбудсмена дополнительными правами — независимостью, неподотчетностью, неприкосновенностью. Как вы думаете, именно этого добивались наши независимые правозащитники, десятилетиями заявлявшие о нарушениях прав и свобод граждан?
— Насчет Конституционного суда это действительно шаг вперед. Он существовал в Казахстане в 1992-1995 годах. Люди, политические партии и общественные объединения могли спокойно обращаться в него и отстаивать свои права и свободы.
Главное, чтобы этот новый механизм заработал. И работал объективно, а не так, как работает в целом наша судебная система
Что касается омбудсмена, здесь многое зависит не столько от полномочий, сколько от того, кто занимает этот пост. Я вижу, что Эльвира Азимова демонстрирует активность, у нее есть определенные достижения. Но если она получит еще и дополнительные полномочия, которые помогут отстаивать права и свободы граждан, это будет только в плюс.
А сейчас очень важно, каким будет закон об общественном контроле. Сейчас проект этого закона рассматривается в парламенте.
Когда его примут, это в разы увеличит возможности правозащитных и других общественных организаций влиять, участвовать, контролировать работу исполнительных структур
Наверняка с принятием закона у них появится возможность чаще посещать пенитенциарные учреждения, следить за недопущением пыток и других незаконных методов ведения следствия и дознания. Посмотрим, как это будет работать.
— Важный пункт в числе изменений касается природных ресурсов и земли. В новой редакции конституционной статьи они принадлежат народу, который дает государству право управлять ими. Что меняется принципиально? Решает ли это земельный вопрос 2016 года?
— В принципе, формулировка, что земля и природные ресурсы принадлежат народу, существует еще с советских времен. Она в том или ином виде была и в первой Конституции Казахстана 1993 года, и есть сейчас.
Здесь просто государство честно дает понять, что да, это общенародная собственность, но распоряжается и управляется от имени народа государством
То есть я вижу это попыткой легитимизировать это обстоятельство, чтобы осуществлять управление природными ресурсами.
Другое дело, что государство в свою очередь должно быть открытым и подотчетным обществу, а не просто слышащим, как провозгласил президент. Чтобы люди знали, как оно управляет всей этой собственностью и ресурсами, куда уходят деньги. Опять же, можно написать хорошие законы, принять поправки, но если ситуация не изменится в головах чиновников и сограждан, все будет как прежде.
— Какие поправки в Конституцию вы бы назвали действительно историческими?
— Закрепление нормы о запрете близким родственникам президента занимать государственные должности и позиции в квазигоссекторе. Это действительно нонсенс. Аналогов такому в мире нет.
Это казахстанское ноу-хау, основанное на той политической и экономической практике, которая существовала в стране раньше
Конечно, хоть это и нестандартное решение, но оно дает возможность не допустить ничего подобного впредь.
А так, конечно, многие нормы или уже были закреплены Конституцией в той или иной редакции, или отражались на законодательном уровне.
Поэтому революционно то, что сама повестка, озвученная президентом в Послании, а там предусмотрены не только конституционные, но и законодательные меры, в комплексе говорит о движении вперед. Я бы даже применил к происходящему термин «революция сверху». Какие будут результаты, покажет реализация этих мер.