Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
525
+13.36
EUR
552
+11.86
RUB
4.93
+0.20

Современные вызовы для антиядерного движения «Невада — Семей» в Казахстане

280
Источник — e-history.kz

Многие из нас не понаслышке знают про антиядерное движение «Невада — Семей», которое в 1989 году организовал общественный деятель Казахской ССР Олжас Сулейменов. Оно не только поспособствовало закрытию Семипалатинского ядерного полигона, но и повлияло на полный запрет ядерных испытаний во всем мире.

Движение «Невада — Семей» существует в Казахстане до сих пор. Как отмечает Султан Картоев, его вице-президент, некоторые иногда искренне спрашивают его, зачем существует движение, раз полигон давно закрыт. А между тем сегодня его члены  занимаются организацией экологических мероприятий, посадкой деревьев и сбором подписей за полное запрещение атомного оружия.

Миссия продолжается

— Наша задача заключалась не только в закрытии Семипалатинского ядерного полигона, но также в закрытии всех ядерных полигонов в мире и строительстве безъядерного мира.

На момент закрытия казахстанского полигона всего в мире существовало пять ядерных полигонов в пяти ядерных державах. В итоге закрылся только Семипалатинский ядерный полигон, в остальных был наложен лишь мораторий на ядерные испытания

Но ведь они в любой момент могут возобновить свою работу! Поэтому наша цель — чтобы вообще не было ядерных полигонов и ядерного оружия. Может быть эта задача трудновыполнимая, но если нет задачи, то и смысла работать нет!

Международное сотрудничество

— Какие мероприятия проводит движение «Невада — Семей»?

— В последние годы мы участвовали во всех международных антиядерных конференциях, которые проводились с участием Касым-Жомарта Токаева, даже когда он еще не был президентом. Например,

в 2016 году была знаменательная международная конференция в столице Казахстана, посвященная 25-летию закрытия Семипалатинского полигона и призванная помочь реализации антиядерной политики РК. По итогам конференции была принята резолюция «Построение мира без ядерного оружия»,

отмечавшая вклад Казахстана в процесс ядерного разоружения и призывающая к ядерному разоружению путем реализации комплекса конкретных мер. Проходили также локальные конференции в Национальном ядерном центре в городе Курчатове. Были и республиканские конференции: в 2019 году, в сентябре месяце, в Нур-Сутане «Невада — Семей» провело конференцию, посвященную 30-летию этого движения.

Помнить о последствиях

Какую работу «Невада — Семей» проводит в защите прав пострадавшего от ядерных взрывов населения?

— Надо сказать, в зоне воздействия ядерного полигона, в радиусе 300 тысяч квадратных километров проживало полтора миллиона человек. Это Семипалатинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская и Карагандинская области. Общая территория равна таким странам, как Италия, Германия, Польша.

456 ядерных взрывов, из которых 340 подземных и 116 наземных, принесли огромный урон окружающей природе, и в первую очередь здоровью населения. В результате, по данным Института радиационной медицины и экологии, пострадало 500 тысяч человек

По крайней мере, такое количество граждан было зарегистрировано. И сегодня мы продолжаем поднимать проблему социальной реабилитации населения, подвергшегося радиации.

В законе от декабря 1992 года для таких людей есть определенные льготы. Существует ежемесячная доплата к зарплате в размере минимального расчетного показателя, это около 3 000 тенге.

Султан Умарович Картоев

Султан Умарович Картоев

— Есть и экологический дополнительный отпуск — десять дней в году. Но этого мало, к сожалению. В РФ, например, аналогичный закон 2002 года предусматривает более 20 социальных льгот, включая коммунальные льготы, льготы на проезд в общественном транспорте, лекарственное обеспечение, отдых на курортах и в санаториях.

Нам нужно внедрять такие же льготы тоже. Поэтому мы и выносим на повестку дня вопросы, направленные на то, чтобы реанимировать закон 1992 года о социальной защите граждан, пострадавших от ядерных испытаний.

Реальные шаги

— Сколько на сегодняшний день людей, пострадавших от ядерных испытаний, нуждаются в социальной поддержке? Может быть поддержка нужна и их детям и внукам, на которых также отразилась радиация?

— Надо сказать, что мы имеем трагический опыт — первый в мире. И не знаем до конца последствия ядерных испытаний. Мы говорим о 500 тысячах зарегистрированных пострадавших. Но мы не знаем о последствиях испытаний на второе и третье поколения. А негативное влияние передается генетически, и это доказано. И нам надо подумать об этих людях.

С годами часть пострадавших умерли, родились новые люди, на которых отразились последствия ядерных взрывов. Поэтому, думаю, цифра в 500 тысяч человек, нуждающихся в льготах, по-прежнему актуальна. И мы постоянно поднимаем этот вопрос на конференциях и круглых столах

В 2020 году в парламенте я был приглашен для обсуждения этого вопроса в депутатскую группу, которая готовила проект закона, и высказал свои предложения. Но пока никаких изменений в закон принято не было.

Но внушают оптимизм неоднократные выступления главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, в которых он заявлял, что государство будет обращать пристальное внимание на последствия от ядерных испытаний. Надеемся, что эта тема получит продолжение. Также важно отметить, что

22 марта в городе Семей была депутатская группа фракции партии «Ак жол» в мажилисе во главе с Азатом Перуашевым. И вопрос о социальной реабилитации населения и социальных гарантиях я поднимал на встрече с общественностью

Азат Перуашев лично мне пообещал довести до депутатов те позиции, которые я обозначил.

Избежать Третьей мировой

— Давайте вернемся к текущим реалиям. Когда в условиях политической нестабильности звучат лозунги о намерении применить ядерное оружие, какова реакция на это движения «Невада — Семей»?

— Осуждать и обсуждать проблемы, которые возникают в конфликте, со своей стороны мы не можем. Мы не владеем полной ситуацией.

Но хотелось бы выразить пожелание к каждой из конфликтующих сторон постараться решить проблемы локально, с минимальными расходами и потерями. Не говоря уже о том, чтобы доводить ситуацию до применения ядерного оружия

Хотелось бы, чтобы все решилось за столом переговоров. Оружие — это крайняя мера. Один ученый однажды сказал, что если наступит Четвертая мировая война, основным оружием будут палки, потому что Третья мировая война уничтожит практически все, включая изобретения человечества. Но я очень надеюсь, что до этого не дойдет…

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter