Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
443
0.00
EUR
475
0.00
RUB
4.74
0.00

Казахстану срочно нужны тысячи учителей — Алшанов

554
фото с сайта Хабар 24

19 апреля премьер-министр Алихан Смаилов собрал в правительстве министров образования и науки, труда и соцзащиты населения, представителей вузов. Обсуждали необходимость и перспективы перезагрузки системы высшего образования, чтобы обеспечить страну квалифицированными кадрами. Сейчас в вузах учатся более 1 млн студентов, из которых 300 тысяч ежегодно выходят на рынок труда.

Подготовка кадров и вызовы рынка труда

Вот чем занимается ведомство Асхата Аймагамбетова:

  • увеличением количества образовательных грантов
  • совершенствованием системы отбора для поступления
  • обновлением топ-менеджмента и расширение академической свободы вузов
  • разработкой новых образовательных программ
  • развитием дуального обучения, открытием в РК филиалов зарубежных вузов
  • созданием центров компетенций при колледжах
  • усилением госконтроля

Глава МОНа отмечает ряд проблем в реализации этих задач — неразвитость системы сертификации, низкую заинтересованность работодателей в подготовке кадров,  недостаток финансирования новых образовательных проектов, устаревание материально-технической базы вузов и колледжей, несовершенство методики прогнозирования потребности в кадрах.

Глава минтруда Тамара Дуйсенова главными вызовами рынка труда до 2030 года обозначила:

  •  существенный прирост молодежи, вступающей в рабочую силу
  • недостаточную генерацию рабочих мест в экономике
  • ускоренное распространение технологий и инноваций, ведущих к исчезновению ряда профессий

Заседание правительства в итоге свелось к тому, что Казахстан создаст Банк профессиональных стандартов и закрепит за каждым госорганом ответственность по охвату профстандартами всех отраслевых профессий.

Прорабатываются механизмы признания неформального и информального образования, ваучерно-модульная система признания квалификаций безработных и система учета признания квалификаций работников при декларировании деятельности работодателя.

Потребность в рабочих

В общем, сказано очень много умных слов, которых в реальном трудовом Казахстане работодатели и работники между собой точно не употребляют. Президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов считает, что правительству в первую очередь нужно решать существующие горящие проблемы, нежели беспокоиться об исчезающих профессиях.

Рахман Алшанов, Источник new.turan-edu.kz

— Рахман Алшанович, из всего сказанного на заседании что конкретно должно сделать государство за бюджетные деньги, а что — сами вузы?

— Я бы вообще акценты сместил в другую сторону. В 2020 году в Казахстане родилось рекордное количество детей — 426 тысяч. В 2021 году беби-бум продолжился. Грубо говоря, прирост населения за счет рождаемости составляет около 1 млн человек за последние два года. Считайте, что через пару лет этим детям нужны будут детские сады, затем — школы, а после — вузы.

Президент говорит, что к 2025 году в стране необходимо построить тысячу школ. Министр образования заявляет о потребности в 100 тысяч учителей.

На месте правительства, которое новомодно рассуждает об исчезающих профессиях, я бы уже сейчас занялся подготовкой образовательной инфраструктуры к встрече с большим потоком детей

Исчезающие профессии точно не про Казахстан. У нас в стране не внедряется так много технологических новшеств, как в Европе или США, чтобы переживать. Посмотрите наши потребности — это в основном рабочие специальности, а молодежь хочет получить исключительно высшее образование. Желание это, конечно, похвально, но в столице, например, не хватает 700 водителей автобусов. В период пандемии, как только страны закрылись на локдаун, все стройки завопили, что им не хватает каменщиков, плотников и других рабочих.

И проблема эта появилась не сегодня. Просто эти потребности закрывала рабочая сила из соседних стран

Гранты выделяет государство, это оно в тандеме с работодателями должно с карандашом в руке постоянно мониторить рынок труда и гранты выделять, ориентируясь на него.

Грантов больше, чем вакансий

— А сейчас не ориентируется?

— На днях буквально заседали по вопросу выделения грантов, и снова проблемы — их количество на горно-добывающую промышленность, например, в два раза превышает потребность в этих специалистах.

И вот сейчас говорят, что материально-техническая база вузов не та. Но так госзаказ в чьих руках? Государства.

Я понимаю, что точное прогнозирование на рынке труда невозможно, кадры готовить — не пирожки печь, и потребность в том или ином специалисте может появиться неожиданно. Но хотя бы примерное прогнозирование должно быть!

В колледжах подготовка занимает два-три года, в вузах — четыре-пять лет. Значит, когда в рамках программ индустриализации строятся предприятия, заранее нужно делать профзаказ на специалистов вузам. Здесь вопрос и к работодателям тоже.

Ведь под каждую специальность должна быть образовательная программа, которую также нужно написать. Сейчас во всех вузах работодатели присутствуют в качестве членов ученого совета. Министерство требует, чтобы они давали заключения об образовательных программах. Они же должны пользоваться этим правом, но в полной мере этого не делают. Отсюда и расхождения.

Есть ряд перспективных программ, о которых говорит президент — надо, надо, надо. Но когда от вузов требуют обязательного трудоустройства таких студентов, держать такие специальности никакой мотивации нет вообще.

Например, на биотехнологии государство ежегодно выделяет тысячу грантов, а чтобы всех этих специалистов трудоустроить, рабочих мест столько нет. И представители вузов об этом министерству говорили

Специальность нужная в перспективе, но вот это требование об обязательном трудоустройстве бьет вузы по рукам.

Нет рабочих мест для каких-то узких специалистов? Значит, давайте продумаем, чтобы их создавали сами выпускники. Во многих странах мира студенты сами становятся работодателями, они с младших курсов уже ориентированы на создание рабочих мест. Их дипломные работы, как правило, связаны с проектами по созданию новых компаний. Давайте попробуем использовать этот опыт!

Квалификационные требования

— Но должны же быть какие-то элементарные требования к специалистам? Иначе как понять, что тот или иной выпускник вообще на что-то способен?

— Это к вопросу о рамках квалификаций. У нас несколько лет назад принята Национальная рамка квалификаций, затем отраслевые рамки. Уже на их основании работодатели утверждают профстандарты, а вузы затем разрабатывают образовательные программы. Такой порядок предусмотрен. Но спотыкаемся на уровне работодателей. Поэтому выпускники в дипломах имеют лишь указание о том, что прошли обучение.

Вузы не могут сами присваивать им квалификацию. Раньше это было функцией государственной квалификационной комиссии, сейчас ее нет.

И если уж быть объективным, работодатели в первую очередь заинтересованы в профессиональных кадрах, так что квалификационные комиссии должны создавать сами работодатели

А у нас ноль по этому вопросу.

И за этим всем следить надо было давно. Госпожа Дуйсенова, когда была министром труда, затем советником, тогда еще должна была обращать внимание на все эти вещи. А не сейчас говорить — надо. И к кому они апеллируют, делая все эти заявления? Все, о чем я сказал, находится в их руках.

Система прогнозирования

— Вузы разве не должны сами следить за трендами на рынке образования? Только ждать подсказок от правительства?

— Вузам дали распоряжение полностью обновить образовательные программы на 4-5-летнее обучение. Как это возможно? И зачем полностью? Тоже спорим на эту тему. Есть ведь программы, которые не требуют полного обновления, например, связанные с точными науками — они консервативные, там два плюс два пять не станет. А потому правительству при принятии решений надо не бегать за модными течениями, а внимательнее следить за спросом на реальном рынке.

Снова вернусь к 1 000 школам и 100 тысячам педагогов, которые системе среднего образования потребуются очень скоро. Гранты на их подготовку надо выделять уже сейчас, потому что дети уже родились и растут.

На 2022 год на педагогические специальности выделено 11 тысяч грантов, а должно быть под 30 тысяч, чтобы закрыть потребность в педагогах через пять лет, когда они реально потребуются

То есть нужны поправки в бюджет, где следует заложить расходы по строительству этих 1 000 школ и подготовки этих 100 тысяч учителей. К ним потребуется около 10 тысяч человек обслуживающего персонала в столовые и по одному врачу в каждую школу. Да и самих строителей этой тысячи школ тоже где-то нужно брать. Вот вполне приземленные и ясные цели, если уж говорить о трансформации высшего образования.

Мы не против следовать последним модным трендам, но только тогда, когда закроем элементарные текущие потребности в кадрах. Есть горящие вопросы, есть пути решения, а на заседаниях правительства рассуждают об исчезающих профессиях, а не о детях, которым через несколько лет негде будет учиться.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter