Сегодня из-за халатности и низкой квалификации врачей нередко умирают люди. Среди них и дети. Чтобы медицина в стране встала на более высокий уровень, нужно решить целый пласт накопившихся проблем.
3 марта в Кызылкогинской районной больнице Атырауской области скончался 11-месячный мальчик. Ребенок был госпитализирован с признаками рвоты и диареи. Родные считают, что малышу не оказали необходимой помощи.
Их возмутил тот факт, что медсестры ругали маленького пациента, потому что его рвало и он постоянно плакал, а сами, когда ставили капельницу, не смогли даже попасть иглой в вену. При этом ребенка с матерью дважды отпускали домой — отдохнуть. Состояние мальчика не улучшалось и его вновь приходилось возвращать в медучреждение.
В конечном итоге мальчику стало трудно дышать, но врачи не смогли найти катетер, чтобы дать кислород, и вкололи ему димедрол, чтобы он перестал плакать и уснул. Через полчаса малыш скончался…
По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 317 пункт 3 УК РК «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее по неосторожности смерть человека». Причина смерти будет определена после результатов экспертизы.
К сожалению, случай, когда врачи казалось бы могли спасти пациента, но не сделали этого, не единственный. В конце 2019 года от осложнений, вызванных ветрянкой, по вине врачей в Алматинской области скончался ребенок
И подобные трагедии происходят не только в регионах, но и в городах республиканского значения, где уровень медицины должен быть на порядок выше. Один из примеров — смерть мужчины от инсульта в 4-ой городской больнице Алматы в ноябре 2021 года. По словам его родственников, он мог выжить, если бы медики своевременно обеспечили необходимое лечение.
Низкий уровень подготовки кадров сегодня — одна из серьезных проблем здравоохранения Казахстана. О том, почему она возникла и как ее решить, мы решили поговорить с экспертами из этой сферы.
По мнению президента Национальной медицинской Ассоциации Айжан Садыковой, низкое качество медработников связано с тем, что некоторые из них, обучаясь на платных отделениях, пропускают занятия. А тот факт, что пандемия практически на два года отлучила студентов от практики, заставляет задуматься, каких специалистов от медицины мы получим.
— Я считаю, что учеба в медицинской сфере должна быть только грантовая. И надо сделать так, чтобы лентяя легко можно было с этого гранта отчислить. Кроме того,
нужен жесткий отбор, а в состав экзаменационных комиссий входили эксперты от профессиональных ассоциаций. А ассоциации должны решать, хотят ли они принять в свое сообщество того или иного выпускника или нет
А для мотивации уже работающих врачей, конечно, нужна высокая зарплата. Но сегодня стартовая 210 тысяч тенге. Конечно, прожить на эту сумму, круглосуточно дежуря, практически невозможно. А когда врач работает на износ в двух-трех местах, конечно, наступает синдром выгорания и допускаются ошибки, — считает она.
Диляра Кайдарова, председатель Ассоциации онкологов Казахстана, выделяет проблему нехватки медицинских специалистов в регионах. И усугубляет ситуацию, что в самих регионах местными управлениями здравоохранения неправильно подаются заявки на количество необходимых кадров. У чиновников на местах попросту отсутствует понимание проблемы.
— Мы собираем заявки от каждого региона, какое количество онкологов необходимо обучить, и постоянно говорим, чтобы подавали реальные цифры.
Полученные данные мы отправляем в университет, который формирует общую заявку и отправляет ее в Министерство здравоохранения. А оно выделяет квоты на обучение. Это касается узких специалистов
Обучившихся специалистов мы отправляем в регионы, но, к сожалению, там им не создают соответствующие социально-бытовые условия для работы.
— Требуется служебное жилье, достойная заработная плата и надбавки, чтобы врач чувствовал себя в чужом городе комфортно. Но акиматы в регионах в этом не заинтересованы, хотя каждый раз плачутся и жалуются на недостаток кадров. Но кто виноват, что специалисты, которых мы отправляем, через полгода возвращаются обратно? — задается она вопросом.
По данным Кайдаровой, для повышения квалификации врачи должны проходить резидентуру в течение двух лет. Но не многие этого хотят.
— Мы просим региональные управления здравоохранения отправить в резидентуру по онкологии пять человек. Говорим, что государство все оплатит. Но не все хотят два года учиться — вот в чем проблема
Во время учебы зарплата составляет порядка 180 тысяч тенге, а ведь у многих врачей уже есть семьи. Мужчины-доктора зачастую кормильцы в своей семье, а на эти деньги не проживешь. Так что все чаще всего упирается в заработную плату, и вопрос ее повышения для обучающихся в резидентуре сейчас решается, — отмечает эксперт.
Вячеслав Локшин, президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины считает, что сегодняшняя ситуация с низкой квалификацией врачей — результат того, что уровень образования в девяностые и нулевые годы упал. И это касается не только области медицины. Да и зарплата оставляет желать лучшего.
— Мне в свое время довелось 15 лет поработать преподавателем в Алматинском государственном медицинском университете. Зарплата врача-преподавателя состояла из двух — целой зарплаты педагога и целой зарплаты врача. А сейчас низкая заплата и у врачей, и у преподавателей. Расти она начала только в последнее время. Но за это время
многие хорошие врачи ушли из профессии или перешли в частную практику — стали заведующими отделений и так далее
Вопрос качества медицинского образования — это прежде всего вопрос медицинских клиник. Далеко не все университеты имеют свои клиники, где обучают врачей. А поэтому порой даже врачи-резиденты учатся три года, но мало что знают и умеют.
Уровень подготовки наших специалистов гораздо хуже, чем в развитых странах. Там, закончив резидентуру, врач может прийти в больницу и начать самостоятельно работать. У нас так не получается. Принимая к себе в клинику резидента, мы еще два-три года его готовим в качестве помощника врача.
— Что касается ситуации с медициной в регионах, там она также постепенно ухудшалась. В местных больницах перестали проводить серьезные операции. Врачи теряют мотивацию, многие уезжают в областные центры или столицу. Ко всему прочему, у нас появилось такое явление, как вымогательство в медицине. Я считаю, врачей нужно хорошо мотивировать — они должны зарабатывать много.
Нам говорят, что в следующем году врачи будут получать 500 тысяч тенге. Но по нынешнему курсу это всего лишь тысяча долларов, а это очень мало. Сейчас средняя зарплата медиков должна быть в пределах миллиона тенге
Должна быть возможность для постоянного обучения, обмена опытом, изучения иностранных языков — не так много врачей ими владеют. Необходима и моральная мотивация — нам следует повысить статус врача, и сделать это надо на государственном уровне.
Когда мы видим, как относятся к врачу за границей — например, в Австралии, США — с улыбкой встречая его по прилету, узнав, что он доктор, мы понимаем, что в Казахстане такого нет. Раньше учитель и врач были самыми уважаемыми людьми в любом населенном пункте. И нам необходимо вновь это возродить, — заключает Локшин.