Как ни парадоксально, но в долгой перспективе для страны появилось некое «окно» возможностей.
С самого начала 2022 года отечественная экономика находится практически под беспрецедентным давлением. Впрочем, как и другие страны. Из-за полнейшей неопределенности никто не осмеливается давать хотя бы приближенные прогнозы.
Тем не менее основные тренды видны, и они пока внушают мало радости. Хотя имеются и некие предпосылки для осторожного оптимизма, но времени и сил придется потратить немало.
Об этом говорится в очередном обзоре экономики Казахстана от Центра исследований прикладной экономики.
Окончание. Читайте также первую часть.
Аналитики отметили, что после начала украинской войны и последовавшими следом антироссийскими санкциями возрос исследовательский интерес к золотовалютным резервам стран.
— МВФ ведет учет структуры международных резервов стран по кварталам с 2016 года. На 1 квартал 2016 суммарные международные резервы стран мира составляли 10,9 трлн долл. Но не все государства представляют резервы в разбивке по валютам. Такая информация есть только по резервам общим объемом в 7,7 трлн долларов США. В терминологии МВФ они названы аллокированными (распределенными). Аллокированные резервы стран мира стабильно росли с 2016 года, — подчеркнули аналитики.
С начала 2016 года в общих объемах аллокированных ЗВР стран доля доллара начала снижаться, а доля золота, наоборот, расти
— Казахстан оказался частью мирового тренда по снижению доли американской валюты в резервах. С 2014 года страна активно наращивала запасы золота. Для сравнения,
если на конец 2015 доля золота в ЗВР страны составляла 26,1%, то по состоянию на конец января 2022 она выросла до 66,4%
По данным World Gold Council, в январе 2022 года Казахстан занял третье место среди 63 стран мира по участию золота в международных резервах, уступив только Венесуэле (82%) и Португалии (70%), — отмечают аналитики.
Инвестиции в золото: стоимость грамма вплотную подобралась к 20 тыс. тенге
По информации Нацбанка, ЗВР на конец 2021 года составляли 18,5% ВВП страны, или 34,4 млрд долларов США. Это превышает совокупные нетто-интервенции Нацбанка за весь период с 2001 по 2021 годы. Интервенции в январе-феврале 2022 составили не более 2% ЗВР Казахстана.
Отдельно авторы высказались о состоянии акций казахстанских компаний на Лондонской бирже, на которых также отразились как январские погромы, так и война на Украине.
— Особо стоит отметить непростую ситуацию вокруг главных голубых фишек Казахстана, включающих Kaspi.kz (KSPI), Halyk Bank (HSBK) и Kazatomprom (KAP), которые с начала 2022 года демонстрируют значительную отрицательную доходность. К примеру, после начала январских событий депозитарные расписки голубых фишек резко подешевели на Лондонской бирже, — утверждают они.
При этом даже когда январские беспорядки уже закончились, а военные действия на Украине еще не начались, голубые фишки не смогли вернуться на позиции конца 2021 года. К началу военного конфликта подошли с той же доходностью, что и после 5 января. Затем акции продолжили падать с еще большей скоростью.
Легче всех отделались акции Казатомпрома. Эксперты объяснили это высокими ценами на уран, которые находятся на максимальных уровнях с 2011 года.
Далее высказались о нарушениях логистических цепочек и перебоях в поставках, вызванных опять-таки российско-украинским конфликтом. В результате возникает дефицит товаров, а следом и рост инфляции.
— Национальный Банк Казахстана
в мартовском докладе о ДКП впервые не представил прогноз основных макроэкономических показателей страны, в том числе по инфляции
Основной причиной он назвал рост неопределенности. Но несмотря на отсутствие прогноза, в докладе говорится о рисках дальнейшего усиления инфляционного давления в Казахстане в ближайшее время, — подчеркнули аналитики.
Также эксперты упомянули, что высокие цены на нефть хоть и благотворно влияют на курс отечественной валюты, но и приводят к росту издержек средств производства. Что в свою очередь также способствует росту инфляции.
Рассуждая о рисках для экономики Казахстана в текущих ситуациях, авторы сделали несколько выводов.
В коротком периоде мгновенной оказалась реакция на российско-украинский конфликт акций казахстанских компаний.
— Это произошло ввиду высокой адаптивности финансовых рынков, заключающейся в быстром поглощении ценами поступающей информации, — полагают эксперты.
Они снова предупредили, что в среднесрочной перспективе война может привести к снижению объемов взаимной торговли Казахстана и ЕС, поскольку санкции, введенные Евросоюзом против России, нарушают цепочки поставок и усложняют транзит товаров.
— Отдельным риском для казахстанского экспорта выступает авария на КТК в Новороссийске, что потребует значительных транзакционных издержек переориентации нефтяного экспорта.
В среднесрочной перспективе отечественная экономика также сталкивается с рисками роста инфляции. Вкупе с вышеизложенным это
может привести к еще большему к снижению привлекательности тенговых активов, что в свою очередь усилит давление на курс нацвалюты
Особо отметили, что восстановление экономики после январских беспорядков требует времени.
— Тем не менее
текущая ситуация открывает для Казахстана в долгосрочной перспективе «окно» возможностей в некоторых секторах экономики
В частности, ввиду закрытия воздушного пространства для России из-за санкций против российских авиалиний, возможен приток пассажиров для казахстанских авиакомпаний, — считают эксперты.
Открываются возможности роста доли МСБ за счет возможного притока в Казахстан российского бизнеса, откуда больше возможностей для экспорта товаров и услуг.
От войны санкций Казахстан может получить выгоды — Наурызбаев
Появляются возможности развития финансового сектора страны. Возможен приток клиентов в казахстанские банки.
— Как бы то ни было, эти возможности смогут реализоваться для нашей страны со временем. Для переориентировки бизнеса из России в Казахстан потребуется время. Для местных авиакомпаний также требуется время для расширения парка самолетов в целях обслуживания возросшего спроса.
В итоге в краткосрочной и среднесрочной перспективе Казахстан сталкивается с инфляционным давлением, а также препятствиями для экономического роста из-за военного конфликта России и Украины, — резюмировали авторы.