Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

Больше не «тихая гавань»? Удар по инвестиционной репутации Казахстана

554
Фото: sia.ru

Бегство капитала – апокалипсис для экономики

В последнее время в Казахстане участились призывы «поиграть с правилами» в отдельных отраслях. К чему такие игры могут привести, наглядно свидетельствует опыт ряда стран.

Отток капитала – одно из самых опасных деструктивных явлений для любой страны. Эта проблема может не просто ослабить экономику, но и дестабилизировать ее на долгие годы вперед.

Поэтому для любого современного государства бегство инвесторов и капиталов превращается в экзистенциальную угрозу, несущую ущерб самим основам социальной стабильности. Правда, спонтанно такая проблема никогда не возникает. Ей всегда предшествуют социально-популистские эксперименты в налоговой сфере либо вынужденные крайние меры, когда уже нет другого выхода, кроме ухудшения действующих правил и норм.

Когда инвесторы уже бегут и скрыть этот массовый панический эффект не получается, это яркий маркер, свидетельствующий не только о неблагоприятном экономическом и налоговом климате в данном государстве, но – главное – сигнал тревоги о потере стабильности условий. Нестабильность хуже всего – она может стать причиной оттока капитала даже в относительно комфортной по налоговому регулированию стране.

Чаще всего к оттоку инвестиций и бегству инвесторов приводят следующие проблемы:

  • конфискационный характер налоговой системы
  • слабость и отсутствие доверия к банковской системе
  • отсутствие прочной законодательной базы, гарантирующей неприкосновенность частной собственности
  • высокий уровень влияния на управление экономикой случайных политических факторов

Опыт показывает, что следствием попыток властей поменять правила и усилить налоговое давление ради наращивания поступлений в бюджет, напротив, приводит к недополучению значительной части налогов и сборов.

Но гораздо опаснее долгосрочные последствия подобных экспериментов: инвесторы уходят, капиталы, зарабатываемые в стране, выводятся за рубеж (чаще всего в офшоры) — как следствие, уровень внутренних и внешних инвестиций продолжает падать, что способствует криминализации экономики и государственной власти.

Сам по себе вывод капитала технология многоходовая и внешне очень запутанная. Владельцы бизнеса стремятся сделать все, чтобы его замаскировать и максимально усложнить, сделав невозможным отслеживание реальной цепочки властями. Поэтому финансовые транзакции могут проходить через несколько компаний в разных странах. Есть универсальное правило: в конце цепочки всегда находится офшор.

Преимущества использования офшорных юрисдикций общеизвестны: это конфиденциальность владельцев капитала, финансовая секретность, очень низкий уровень налогообложения, упрощенная процедура регистрации, прямой доступ к мировой банковской системе, защита от судебного преследования.

Очень многие компании в развивающихся странах в разное время прибегали к выводу капитала в офшоры из-за нестабильности налоговой системы или внедрения «драконовских» регламентов. Соблазн правительств резко усилить налоговое давление на бизнес (как правило, не на весь, а на отдельные его сегменты, которые кажутся чиновникам наиболее «лакомыми» или излишне доходными), всегда вызывает встречную реакцию в виде оттока капитала. В разные периоды историю такого рода демонстрировали Мексика, Бразилия, Турция, Россия и ряд других крупных развивающихся государств.

Из недавних классических примеров массового бегства капитала в офшоры можно вспомнить историю Турции, где начиная с 2015 года правительство несколько раз повышало налоги и ужесточало регулирование в ряде ключевых сегментов экономики, в том числе в туристическом бизнесе.

Руководствуясь стремлением сгладить социальные проблемы, которые резко усилились — в частности, на фоне войны в Сирии, турецкое правительство решило усилить нагрузку на бизнес, однако столкнулось с обратным эффектом: компании начали массово уходить в офшоры, продолжая при этом работать в стране.

Возможности, предоставляемые офшорными зонами для дробления и маскировки бизнеса, позволили многим турецким компаниям легально зарабатывать деньги дома, выплачивая на родине не более 10-20 процентов налогов. Последствия ловушки, в которую попали турецкие власти под влиянием популистских инициатив неопытных политиков, недооценивших угрозу бегства капитала, сказываются на экономике страны по сей день.

Похожую историю, правда, более протяженную во времени, можно было наблюдать и в России, где в начале нулевых годов начали планомерно «закручивать гайки» налогового администрирования в ряде опорных отраслей экономики. В результате российские так называемые олигархи вывели значительную долю своих проектов в офшорные юрисдикции.

Казахстан как «тихая гавань»

Противоположным примером является практика и опыт другой группы стран, где бизнес-среда и налоговый климат, образно говоря, стабильны, как скала. А в некоторых из них, таких как Казахстан, регламенты для бизнеса и налоговое администрирование плюс ко всему еще и значительно более комфортны, чем в подавляющем большинстве стран-соседей.

Такие страны инвесторы ценят и любят, сюда они приходят со своими проектами с удовольствием, и для этих государств проблема оттока капитала почти не характерна. Она для них является скорее чьим-то сторонним негативным опытом, о котором стоит помнить и который не следует повторять на себе.

Казахстан уже не одно десятилетие считается одним из классических позитивных примеров в этом плане: мягкий налоговый климат, а также четкие и неизменные регламенты позволяют массово привлекать иностранный капитал и быстро развивать приоритетные отрасли.

Особенно много иностранных инвестиций в казахстанской нефтянке, хотя они активно идут и в другие сферы – например, в туристический и развлекательный бизнес, банковскую сферу, инфраструктурные проекты, пищевую промышленность, сельское хозяйство. Характерно, что репутация «идеальной гавани» для инвесторов не только способствует росту казахстанской экономики в лучшие времена, но и позволяет избегать спада или стагнации в периоды кризисов.

Мы наглядно увидели это, к примеру, во время кризиса 2008–2010 годов. Когда глобальный инвестиционный рынок теряет основные точки опоры (как это произошло в том же 2008 вследствие ипотечного и долгового кризиса в США), инвесторы начинают искать эти точки в таких странах, как Казахстан.

К нам приходят даже те компании, которые раньше не интересовались нашим рынком, но теперь, в кризис, ищут «тихую гавань» со стабильными условиями. Так наш казахстанский подход к регулированию стал сильным репутационным преимуществом страны, позволяющим постоянно насыщать экономику капиталами.

Все это замечательно, и это будет работать в плюс Казахстану, но… Но только до того момента, пока у нас не отыщется какой-нибудь экспериментатор, который захочет поиграть с правилами.

И похоже, это уже случилось.

Лоббисты наносят удар

Идея «все поменять» в отдельно взятой отрасли появилась не вдруг и не на ровном месте. Хотя, скажем прямо, стратегического смысла у этой инициативы нет никакого. Смысл только и исключительно популистский.

Некоторые наблюдатели связывают идею изменить нормы и правила в развлекательном и туристическом бизнесе (говоря точнее – в сфере игорно-развлекательной, которую ранее вывели в отдельные специальные зоны, создав для нее особый режим) с лоббистскими действиями узких групп интересантов. Лиц, скажем прямо, не имеющих абсолютно никакого отношения ни к политикуму Казахстана, ни тем более к управлению регулированием.

Это просто бизнес-структуры, отдельные группы, привыкшие кормиться при госпроектах и имеющие своих лоббистов в правительстве, ребята, которым чего-то не хватает или хочется большего и которые ради этого пытаются менять правила и регламенты.

Проблема, собственно, не в них самих – эти структуры, говоря мягко, не делают погоды в Нур-Султане. Однако угроза в том, что если их лоббистские идейки будут кулуарно поддержаны (чего они уже почти добились), историю про знаменитую казахстанскую стабильность можно будет забыть. Инвесторы во всех отраслях, а не только в сфере развлечений и отдыха, испытают шок со всеми вытекающими последствиями.

Ныне выдвинутые драконовские начинания носят пока узконаправленный характер – конкретно они нацелены на то, чтобы «зарегулировать» по-новому сферу букмекерского бизнеса. Авторы новшеств хотят обложить самих букмекеров и их клиентов некоей дополнительной данью, которая потечет в карманы отдельно взятого ТОО.

Классическая кормушка, каких в Казахстане в свое время создавалось немало разного рода сынками-племянниками всесильных «агашек». И может быть принципиально для той же букмекерской и развлекательной индустрии это ничего бы особо не поменяло. Опасно другое.

Если идею этой узкой группы лиц действительно поддержат и внесут изменения на законодательном уровне, это станет громким сигналом всему инвестиционному сообществу. Сигналом, что все, господа, Казахстан больше не «тихая гавань» и не «островок стабильности».

Сегодня под раздачу попадает развлекательная индустрия (кстати, хотя и не опорный, но один из активно растущих внесырьевых секторов, где концентрируются значительные капиталы, а бюджет получает десятки миллиардов тенге налогов в год). А завтра чья очередь придет? Кто сказал, что экспериментаторы не войдут во вкус и не захотят поменять правила в нефтянке, металлургии или машиностроении?

Стоит отметить, что конкретные спикеры, выступающие с данными идеями – это, мягко говоря, ни разу не профессионалы в сфере экономического управления. Скажем больше: эти люди даже не знают, что именно хотят «отрегулировать»!

Отдельные депутаты и чиновники, озвучившие идею смены регламентов, даже не понимают различий между букмекерами и игорной индустрией как таковой (то есть элементарно не знают, чем лото, казино или тотализаторы отличаются от букмекерских контор).

Не знают они, судя по всему, и о том, что тот же букмекерский бизнес приносит бюджету огромные доходы – десятки и сотни миллиардов тенге. Это, конечно, меньше, чем металлургия или нефтянка, но и не так мало, чтобы демонстративно душить эту отрасль. К тому же в данной сфере широко представлены не только казахстанские, но и крупные международные инвесторы.

Последнее обстоятельство имеет значение по одной простой причине: как только что-то изменится в регулировании одной отрасли, об этом мгновенно узнают иностранные инвесторы во всех отраслях казахстанской экономики.

Это станет мощным сигналом тревоги для всех бизнесов, работающих в стране.

А когда капиталы из Казахстана, как это случилось в Турции или Мексике, массово начнут утекать в офшоры, а инвесторы в ответ на приглашения нашего правительства станут с сомнением качать головой, ничего хорошего экономике страны это точно не принесет.

По мнению специалистов, уже в считанные недели после ввода новых драконовских регламентов, если таковой все же произойдет, мы получим массовую панику в бизнес-среде и столь же массовый отток капитала. Со всеми вытекающими последствиями, разрушительными для экономики.

Кстати, есть свидетельства, что тревожные настроения в связи с возможным пересмотром регламентов уже сегодня активно обсуждаются в среде иностранных инвесторов, работающих в Казахстане. Как-никак, все-таки кризис на дворе, в Европе война, в мире стабильности и без того нет, а тут еще наши местные доморощенные экспериментаторы пытаются дополнительно «раскачать» систему…

Не пора ли уже руководству экономического блока правительства всерьез прислушаться к настроениям среди инвесторов? И не пора ли уже выписать «стоп» всем этим популистам-лоббистам, обслуживающим никому не известные мутные конторы?

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter