На фоне нарастающей международной нестабильности и кризиса мультикультурной политики в мире, актуальным становится сохранение согласия и мира в нашей стране, в том числе и в сфере межэтнических отношений.
Несмотря на отсутствие межэтнических конфликтов в прошлом, не стоит забывать, что достигнутый высокий уровень межэтнического согласия внутри страны не является неизменным фактом в будущем. При ослаблении политического внимания к вопросу межэтнического мира и согласия, данный показатель пойдет вниз. В связи с чем возрастает значимость деятельности Ассамблеи Народа Казахстана.
Для построения уникальной казахстанской модели общественного согласия, в основу которой легло сохранение этнического многообразия и равенства граждан вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности, появилась необходимость создания специального института, объединяющего в себе все эти функции – Ассамблеи народа Казахстана.
Идея создания АНК была впервые озвучена Первым Президентом еще в 1992 году, и через три года, 1 марта 1995 года указом Н. Назарбаева АНК была официально создана.
За годы Независимости Ассамблея доказала свою значимость в укреплении межэтнического согласия и политической стабильности, продемонстрировала высокую эффективность своей работы, особенно учитывая сложную полиэтничную структуру населения страны.
Этническая структура населения в Казахстане
Этническая структура населения в Казахстане меняется на протяжении всех 30 лет независимости. Изменения происходят в сторону увеличения численности казахов – с 39,7% в 1989 году до 69% в 2021 году.
Так, доля этнических русских в 1989 году была равна 38% и по состоянию на начало 2021 года численность второй наиболее крупной этнической группы сократилась на 19,4 п.п., а доля малочисленных этнических групп на 1989 год была равна 22,5% и к 2021 году сократилась на 10 п.п.
Несмотря на сокращение доли нетитульных групп в стране, не уменьшается этническое многообразие. Таким образом, актуальными и приоритетными задачами государства продолжают быть вопросы сохранения межэтнического согласия, соблюдения и защиты прав этнических меньшинств.
По данным массового опроса населения, проведенного ИМЭП в 2021 году, почти три четверти респондентов считают, что в стране существует межнациональное согласие, что также указывает на высокую степень межэтнической толерантности.
Вместе с тем, в социально-демографическом и региональном разрезе наблюдаются определенные характерные тенденции в вопросе межэтнического согласия.
К примеру, в регионах с меньшим количеством этнических меньшинств местное население отмечают более высокий уровень межнационального согласия – это южные и западные регионы страны.
И наоборот, в регионах с высокой концентрацией этнических меньшинств опрошенные указывают на меньшую степень межэтнического согласия – это северные, центральный, восточный регионы страны, а также гг. Алматы и Нур-Султан.
В целом, казахи оценивают уровень межэтнического согласия выше, чем русские, а люди более старшего поколения выше чем молодое поколение.
Каждый третий опрошенный в стране не имеет никаких этнических предрассудков по отношению к иноэтническим группам и готов вступать в любые формы взаимоотношений, такие как дружба, совместная учеба, работа в одном коллективе, соседство, ведение бизнеса и брачные связи.
Лидером по уровню межэтнической толерантности являются жители г. Нур-Султан, аутсайдером – Атырауская область.
Городские жители более толерантны по сравнению с сельскими, женщины – по сравнению с мужчинами, русские и малые этнические группы –по сравнению с казахами.
Обращает на себя внимание то, что старшее поколение более толерантно к любым формам межэтнических отношений, чем молодежь в возрасте от 18 до 29 лет.
Среди причин возникновения межэтнических конфликтов, по мнению населения, являются информационные провокации в интернете и социальных сетях, низкий уровень воспитания и образования, неуважительное отношение друг к другу, незнание казахского языка.
Таким образом, можно сказать, что в стране наблюдается высокий уровень межэтнического согласия, а причины возникновения межэтнических конфликтов не основаны непосредственно на этнической или расовой неприязни. В то же время стоит обратить особое внимание на снижающийся уровень межэтнической толерантности среди молодежи.
Обозначившийся тренд на снижение межэтнической толерантности среди казахстанской молодежи указывает на необходимость повышения эффективности мер, направленных на укрепление межэтнического согласия и политики терпимости и добрососедства в стране.
В связи с вышесказанным, политическое усиление АНК является одним из ключевых факторов дальнейшего поступательного развития Нового Казахстана в условиях мультиэтнического сосуществования и взаимодействия.
Первыми шагами укрепления позиций АНК стало создание единой платформы управления развитием этническими процессами, которая объединила вокруг себя многочисленные этнокультурные объединения страны.
Постепенно усиливалось политическое влияние Ассамблеи. Так, в 2017 году организация получила конституционный статус, что позволило ей избирать в Мажилис Парламента девять депутатов.
В своем Послании народу 16 марта 2022 года, президент К-Ж.Токаев объявил об упразднении квот АНК в Мажилисе и переносе данной квоты в Сенат с сокращением с 9 до 5 депутатов. Эта новация обеспечит мандаты и дополнительные голоса различным этническим группам в верхней палате Парламента.
Таким образом, деятельность Ассамблеи народа Казахстана за годы независимости уже показала свою высокую результативность, а возложенные обновленные политические полномочия и статус помогут еще более укрепить межэтническое и общественное согласие в современных условиях.
Автор: Алия Оразгалиева, эксперт Института мировой экономики и политики