Несмотря на принцип многовекторности, Казахстану надо быть осторожным и не допустить прямых санкций.
Война на Украине оказала значительное негативное влияние на экономики многих стран. Казахстан не исключение, и падение курса нацвалюты вслед за рублем яркое тому подтверждение. Не спасает даже дорогая нефть, стоимость которой достигла 118 долларов за баррель.
При этом над Казахстаном нависла угроза санкций — как прямых, так и косвенных. Хотя представители Великобритании заверили, что не намерены вводить какие-либо санкции в отношении Казахстана в связи с действиями России в Украине. Но ситуация столь стремительно меняется, что остается только гадать, каким образом происходящее скажется на нас…
Между тем, по мнению финансиста Расула Рысмамбетова, прямые санкции Казахстана не коснутся, так как он не принимает активное участие в военном конфликте. Но они могут быть наложены, если наша страна завяжет тесное сотрудничество с российскими компаниями, попавшими под санкции.
— Такое возможно, но пока маловероятно. Я знаю, что сейчас российские бизнесмены активно «штурмуют» Казахстан — хотят открыть здесь офисы, получить гражданство. Думаю, есть определенные плюсы от этого, если конечно это не предприятия тех, кто попал под санкции.
Но в целом сейчас о перебазировании основных активов в Казахстан речи не идет. Те россияне, с которыми я разговаривал, хотят разместить у нас лишь головную компанию. И получается, это уже будет казахстанская продукция
При этом нам нужно будет смотреть, не является ли она продукцией двойного назначения — когда может использоваться и в мирных, и в военных целях. Допустим, полупроводники корейцы уже не поставляют в Россию. И если мы будем покупать их в Корее и пытаться перетаскивать в Россию, против нас могут последовать достаточно жесткие санкции. Чтобы этого с нами не произошло, нам надо выполнять международные требования, — предостерегает он.
Вторичные санкции, по его словам, уже влияют на нас через экономику России.
— Мы видим обесценение тенге вслед за рублем. Но о том, каким будет курс тенге, теперь можно загадывать только лишь на неделю вперед. До войны паритет между тенге и рублем был 5,8:1. Но сейчас на фоне антироссийских санкций уже 4,4:1. Паритет не может оставаться прежним, ведь сейчас экономика России в жесточайшем кризисе. Поэтому логично, что тенге сейчас будет устойчивее рубля.
Сейчас России закрывают везде дорогу, и можно ждать притока их продуктов питания. Они и раньше заполняли местный рынок, но теперь пойдут к нам с удвоенной силой. В данном случае возможно повторение ситуации 2014 года, когда весь Казахстан выехал на шоппинг в Россию, в том числе и за автомобилями
Если сейчас рубль будет падать дальше, надо будет что-то с этим делать — или ослаблять тенге, или ставить таможенные ограничения на ввоз товаров. Но вводить их не для тех, кто работает по контракту, а для тех, кто специально едет и фурами скупает все из-за дешевизны. Этим и отличаются ограничения от запретов, — отмечает он.
Рысмамбетов дал оценку и внешней политике Казахстана: в нынешней непростой ситуации страна продолжает придерживаться принципа многовекторности.
— В данном случае мы доказываем, что у нас есть и гражданское общество, которое готово организовывать гуманитарную помощь людям. В разговоре с президентом Украины Зеленским Токаев обговорил вопросы продолжения дальнейшего сотрудничества по гуманитарным направлениям.
Нейтральная политическая позиция Казахстана обусловлена тем, что мы не хотим ссориться с Россией. К тому же поведение российской стороны сейчас крайне непредсказуемо — ее политические действия поставили нас в тупик. Буквально недавно президент сказал, что мы союзническое государство, и вдруг внезапно без консультации с нами Россия развязывает полномасштабную войну
В итоге курс национальной валюты у нас целиком и полностью сейчас зависит от геополитики. Если вдруг на Украине взорвется какая-нибудь АЭС из-за действий вооруженных сил, не важно российских или украинских, это все равно будет расцениваться как вина России. И санкции могут «прилететь» такие, что рубль просто «обнулят».
Не трудно представить, что будет тогда с тенге. Для полноты картины приведу в пример ситуацию с акциями: до войны они торговались по 15 долларов за штуку, сейчас это 1 цент — упали в 150 раз.В России компании сейчас теряют по 90% стоимости, а некоторые олигархи — по миллиарду долларов в день. Хотя российская армия существует в основном за их счет.
В этой ситуации сложно давать прогнозы. Ясно одно: трагические январские события у нас были «цветочками» в сравнении с тем, что сейчас происходит в Украине, — заключает финансист.