Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

Может ли Украина вступить в Евросоюз «без промедления»? — Figaro

464
Фото: rbc,ru

Чтобы воспользоваться взаимопомощью, которую государства-члены ЕС должны оказывать друг другу, президент Украины говорит об «особой процедуре» для вступления в ЕС. Насколько это возможно?

«Мы обращаемся к ЕС с просьбой незамедлительно принять Украину в ЕС через специальную процедуру. Я уверен, что это справедливо. Я уверен, что это возможно».

С таким обращением на пятый день боевых действий против России президент Украины Владимир Зеленский в военной форме обратился к Евросоюзу. А затем  подписал очередную заявку о членстве Украины в ЕС, не забыв позвать корреспондентов с фотокамерами.

Что это, как не мольба в адрес Западной Европы: «Помогите хоть это дело сделать поскорее». Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен вроде как благосклонно отнеслась к этой мольбе, заявив накануне в интервью Euronews, что это и ее желание, чтобы Украина вступила в ЕС.

«У нас с Украиной есть процедура, направленная на интеграцию украинского рынка в единый европейский рынок. У нас очень тесное сотрудничество в энергетической сети […] Со временем украинцы станут частью нас, одними из нас, и мы хотим видеть их в ЕС», — заверила она, не назвав однако каких-либо сроков.

От войны санкций Казахстан может получить выгоды — Наурызбаев

Возможна ли быстрая интеграция, или мы имеем дело с обычной демагогией, в которой Урсулу фон дер Ляйен часто обвиняет европейская пресса?

Уже существует соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, которое вступило в силу в 2017 году. Оно заменило первое соглашение о партнерстве, которое было заключено в 1998 году, и в настоящее время представляет собой углубленное соглашение о свободной торговле.

Единая процедура

Если придерживаться обычной процедуры вступления, понадобиться очень много времени. Это определено статьей 49 Договора о Европейском Союзе, в которой говорится о многочисленных этапах и которая подчеркивает, что даже при любой «особой процедуре» нельзя стать полноправным членом ЕС без очень серьезных законодательных и административных изменений в стране.

Сначала речь идет о формальной подаче кандидатуры страны в Совет ЕС и получении решения Еврокомиссии, которая предоставляет стране официальный статус «кандидата». Что собственно и сделал Зеленский.

Однако после этого в обязательном порядке начинается долгая серия переговоров

Они касаются, в частности, законодательных актов ЕС, которые должны быть включены в национальное законодательство: колоссальная работа, связанная с тысячами законов и текстов, которые уже регулируют жизнь европейцев внутри Евросоюза. Для каждой области необходимо оценить последствия, предложить возможные адаптации или переходные положения…

Все это очень сложный и долгий процесс. Цель — обеспечение совместимости государства-кандидата и ЕС

Только после этого начинается работа: государство-кандидат меняет себя, чтобы получить право на вступление. Трудно поверить, что Украина может в мгновение ока осуществить эти перемены в настоящее время. Ведь Европейский Совет, собравшись в Копенгагене в 1993 году, установил жесткие критерии вступления, среди которых есть три элемента, точно отсутствующих на Украине: стабильность институтов, соблюдение верховенства закона, а также стабильное развитие экономики.

Требования на этом этапе столь многочисленны, что не позволяют принять даже более благополучную страну, чем Украина, в течение нескольких дней.

От желания мало что зависит

Франческо Мартуччи, профессор европейского права в Университете Париж-II-Ассас, напоминает, что нельзя избежать ни один из этих этапов, так как статья 49 определяет: вышеописанный бюрократический путь — единственный способ вступления в ЕС. И даже если бы Европейский Союз ускорил эту процедуру, Киеву потом пришлось бы еще дождаться одобрения каждой страны-члена:

Что такое SWIFT, от которого могут отключить Россию, — простыми словами

«Членство должно быть ратифицировано каждым государством ЕС путем референдума или голосования в парламенте».

Обычно процесс вступления затягивается на несколько лет: последним новым членом ЕС стала Хорватия в 2013 году. Так вот, ее официальная заявка была подана в 2003 году.

«Можно представить эволюцию ассоциированного статуса, которая может зайти очень далеко, если будут затрагиваться вопросы обороны. Но опять же, учитывая деликатность вопроса, это потребует ратификации в каждой стране ЕС. Поэтому для ускорения этого процесса потребуется серьезное политическое соглашение между всеми странами», — добавил профессор.

Что же касается «желания» председателя Еврокомиссии видеть Украину в ЕС, то в понедельник утром официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер внес в заявление Урсулы фон дер Ляйен «маленькую» поправочку.

Оказывается, фон дер Ляйен выразила свою личную точку зрения. Но для вступления страны в ЕС есть процедура, и решения в этом вопросе принимаются не одним председателем.

Поменять законы ЕС ради Украины?

Кроме того, возникает вопрос: а зачем брать Украину в ЕС? Что изменит вступление этого государства в деле укрепления его безопасности?

Статья 42-7 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что

«в случае, если государство-член станет объектом вооруженной агрессии на его территории, другие государства-члены должны помогать и содействовать ему всеми возможными средствами».

Аудит электронного правительства выявил и минусы, и плюсы — Сабиров

В статье также упоминается НАТО, как «основа коллективной обороны» для государств. Если учесть, что почти все члены ЕС еще и члены НАТО, включение Украины в эту систему может еще больше поссорить Россию и Запад.

Ведь получается, что членство Украины обяжет ЕС более активно участвовать в конфликте против России. А ЕС воевать с Россией не торопится. Зачем же усугублять ситуацию, принимая Украину в состав Евросоюза формально.

Получается, вступление Украины в ЕС перспектива чисто теоретическая, поскольку реально такое вступление в ближайшее время просто невозможно.
Короче говоря, присоединение к Европейскому союзу представляет собой чрезвычайно тяжелое с технической точки зрения дело.

Изменить условия вступления мог бы только пересмотр договоров, который изменит условия вступления и для этого потребует политического соглашения между всеми странами-членами (что займет много времени).

А до изменения этих условий заявление президента Зеленского носит чисто рекламно-политический характер.

Автор: Люк Ленуар (Luc Lenoir)

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter