Авария на трубопроводе сводит на нет весь позитив роста нефтяных котировок.
В среду, 23 марта, стоимость майских фьючерсов на Brent превысила 120 долларов за баррель, поднявшись за сутки более чем на 4%. Это произошло впервые с 9 марта, когда цены вверх толкала в первую очередь неразбериха с российским энергетическим сектором: многие недопонимали, как новые санкции отразятся на мировой ситуации в целом.
Впрочем, за две недели изменилось немногое. Главная причина текущего роста — возможность сокращения поставок нефти из России. По мнению Reuters, рынок остается в напряжении из-за перспективы дальнейших санкций в отношении России. Ожидается, что президент США Джо Байден намерен объявить о них во время встречи с европейскими лидерами 24 марта в Брюсселе.
Угроза санкций: стоит ли Казахстану искать новые рынки сбыта нефти?
В Европе сейчас обсуждают возможность введения эмбарго в отношении российской нефти. Соединенные Штаты прибегли к этой мере еще 8 марта. Однако союзники склоняются к тому, чтобы отказываться от покупок нефти в России постепенно.
Кроме того, сокращение запасов сырой нефти в хранилищах США, крупнейшего потребителя нефти в мире, усилило опасения по поводу объема предложения. Последние данные отраслевой группы Американского института нефти (API) показали, что запасы сырой нефти в США за прошлую неделю снизились на 4,3 млн баррелей.
Если еще недавно цена в 100 долларов за баррель казалась недосягаемой, сейчас специалисты дают куда более смелые прогнозы. Например, директор по инвестициям Merchant Commodity Fund Даг Кинг считает, что стоимость барреля уже в этом году поднимется до 150 долларов. Аргументирует он это взаимным влиянием двух трендов: потенциальный кризис предложения (касается в первую очередь России) и сезонный рост спроса, связанный с предстоящим начала сезона отпусков.
На цены рынка нефти влияет и смежный рынок газа. 23 марта Владимир Путин заявил, что теперь все расчеты с «недружественными» странами будут производиться в рублях.
«Мною принято решение в самое короткое время реализовать комплекс мер по переводу оплаты, начнем с этого, за наш природный газ, поставляемый в так называемые недружественные страны, на российские рубли. То есть отказаться от использования в таких расчетах всех скомпрометировавших себя валют», — сказал президент России.
После этого заявления биржевая цена газа выросла почти на 24%, превысив 1 500 долларов за тыс. куб. м.
Почему? Газ Европе нужен и покупать его у России они будут. Но вот рублей у них нет. И за раз запастись миллиардами единиц российской валюты будет не так легко. А это чревато задержками с оплатой и, как следствие, потенциальным дефицитом поставок. Россия же своим решением убила еще одного зайца: теперь спрос на рубли будет не только внутри страны, что должно помочь поддержать курс.
Рост стоимости нефти с газом связать нетрудно: замечания вроде «начнем с этого» со стороны Путина намекают, что подобное решение может быть принято и относительно данного рынка.
Но у этой медали есть и обратная сторона. Чем жестче условия ставит Россия, тем активнее Европа ищет альтернативу. Заместить российский газ в одночасье не получится, но в долгосрочной перспективе снизить влияние вполне реально: помогут не только альтернативные источники энергии, но и поставщики сжиженного газа из США и Катара, которые активно наращивают производство и ищут новые рынки сбыта.
Казалось бы, для Казахстана это отличные новости. Однако проблемы пришли откуда не ждали. На юге России случился сильный шторм, в результате чего произошло повреждение инфраструктуры морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
«Согласно информации КТК от 22 марта 2022 года, по итогам внеочередной инспекции выявлены: повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов выносного причального устройства — 3 (ВПУ), а также повреждения шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. В этой связи КТК принято решение о временном выводе из эксплуатации указанных ВПУ для проведения промывки и ремонта», — сообщили в пресс-службе Министерства энергетики РК.
Через КТК экспортируется большая часть казахстанской нефти, так что в случае долгого ремонта это может значительно сказаться на объемах экспорта
А при совсем уж пессимистичных прогнозах – и на объемах добычи.
«В настоящее время Министерством энергетики проводятся консультации с КТК по срокам возобновления работы морского терминала. При этом прорабатываются возможности отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам», — отмечают в ведомстве.
При подготовке текста использованы материалы РБК и «Коммерсантъ»