Сколько еще блэкаутов предстоит пережить казахстанцам, прежде чем атомная энергетика будет все-таки запущена?
В Казахстане вновь заговорили о возможном строительстве атомной электростанции. Причем в последние месяцы вопрос встал очень остро, и эта тема все чаще обсуждается на самом высоком уровне. Тем более, что в конце прошлого и начале этого года казахстанцы из ряда областей столкнулись с веерным отключением электричества. Сколько еще блэкаутов предстоит пережить казахстанцам, прежде чем атомная энергетика будет все-таки запущена? И принесет ли новая энергия пользу каждому жителю?
Единственную промышленную атомную электростанцию в Казахстане закрыли еще в 1999-м. С тех пор периодически всплывает вопрос о строительстве АЭС в Казахстане. До недавнего времени строительство АЭС оставалось лишь на уровне разговоров и слухов. Но в последние месяцы вопрос встал ребром.
В сентябрьском послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что в 2030 году грядет дефицит электроэнергии, поэтому нужно подумать об источниках надежной генерации, помимо угля и ВИЭ. Тогда он поручил в течение года изучить возможность развития в Казахстане безопасной атомной энергетики.
Спустя полгода, в феврале 2022 года, К. Токаев четко сказал, что стране крайне нужна чистая атомная электроэнергия. Без этого, по его словам, Казахстан потеряет всю экономику, инвестиции и региональное лидерство.
Через несколько дней после этого казахстанский лидер и президент России Владимир Путин подписали меморандум о взаимопонимании между казахстанским Министерством энергетики и корпорацией «Росатом» о сотрудничестве с целью подготовки кадров в области мирного использования атомной энергии. Ранее посол РФ в Казахстане Алексей Бородавкин подтвердил готовность российской госкорпорации «Росатом» построить АЭС в РК.
Для строительства АЭС рассматриваются две локации — поселок Улькен в Алматинской области и город Курчатов в ВКО. Но на днях глава «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев сказал, что Казахстану необходимо в ближайшее время перейти к строительству АЭС на юге страны. По его мнению, поселок Улькен — наиболее удобная площадка с точки зрения топографии национальной электрической сети.
Отметим, что какая-то часть казахстанцев выступает категорически против строительства АЭС. Они оперируют такими аргументами, как вред для экологии, нехватка специалистов, низкий уровень подготовки кадров, опасность для близлежащих населенных пунктов. Кроме того, люди обвиняют бизнес, что он агрессивно продвигает идею об атомной электростанции, ища свои выгоды. Однако не нужно забывать, что бизнес всегда ищет выгоду, и платежеспособный Казахстан, разумеется, находится в фокусе внимания разных энергетических компаний.
Но как простые казахстанцы выиграют от строительства АЭС? Попробуем разобраться.
Один из самых волнующих людей вопросов, почему бы вместо атомной станции не построить водородную или ветровую? Тем более и ресурсов в Казахстане достаточно.
Дело в том, что атомная электростанция — это дешевая и бесконечная энергия от маленького куска металла вместо прожигания миллионов тонн угля и использования миллиардов кубометров воды. Атом дает постоянное количество электроэнергии независимо от погодных и географических условий.
Что касается экологии, то атомная энергетика, в отличие от того же самого угля и водорода, практически не приводит к загрязнению воздуха и, соответственно, позволяет сократить выбросы в атмосферу парниковых газов. При использовании новейших технологий и переходе на новые ядерные реакторы риски хранения радиоактивных отходов минимальны.
Кандидат физико-математических наук Сергей Кислицын почти полвека работает в сфере атомной энергетики в ИЯФе. В недавнем интервью казахстанским СМИ он говорил, что одна АЭС сможет обеспечить электроэнергией все страну. А для получения одного килограмма водорода нужно разложить 10 килограммов воды. Эксперт сомневается, что у страны найдется столько воды, кроме того, процесс достаточно затратен. Это хорошо для тех стран, где есть море, крупные реки и выход к океану.
Ветровая энергия также не обеспечит потребность всего Казахстана на 100%. Солнечная энергетика возможна лишь на юге Казахстана. Поэтому атомная здесь незаменима, уверен Кислицын.
Перед Новым годом KEGOC презентовал работу «Энергетический баланс Казахстана до 2035 года». Там посчитан и «зеленый», и атомный варианты. По данным исследования, «Зеленый» вариант с возобновляемой энергетикой стоит порядка 42 млрд долларов до конца 2035 года, что является практически неподъемной для текущей ситуации суммой.
Известный научный журнал Lancet утверждает, что «мирный» атом является наименее вредным способом получения энергии. Даже ветряные генераторы и солнечные панели сильно уступают современным ядерным технологиям. По данным американского эколога Майкла Шелленбергера, грязный воздух в мировых мегаполиса повышает риск смертности на 2,8%, пассивное курение — на 1,7%, нахождение даже рядом с поврежденной атомной станцией с радиацией 250 миллизиверт — всего на 1%. При этом парниковые отходы от традиционной топливной энергетики в год убивают до 7 млн человек. Как бы это парадоксально ни звучало, но «развиваешь атомную энергетику — спасаешь людей от неминуемой гибели».
Становится все более очевидным, что атомная электростанция могла бы решить проблему будущего энергодефицита в стране. Строительство АЭС навсегда поможет избавиться от перебоев с электроэнергией, в том числе уйти от энергетической зависимости от соседних регионов. В последние годы веерные отключения электричества происходят довольно часто.
К примеру, осенью 2020 года крупномасштабное отключение электричества произошло в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской и Туркестанской областях, а также в городах Алматы и Шымкенте. В Алматы блэкаут привел к крупным транспортным заторам на дорогах. По официальным данным, тогда отключение электроэнергии произошло из-за наброса мощности со стороны региональной энергосистемы.
В конце прошлого года СМИ писали, что в Казахстане вводят веерные отключения электричества в часы пик из-за майнеров. В KEGOC сообщили, что причиной стал аномальный рост потребления электричества цифровым майнингом. Хотя на деле причина не в майнерах, а в том, что сама энергетическая система находится на грани масштабного дефицита.
По статистике компании, за прошедшие 10 месяцев 2021 года, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года, рост потребления электроэнергии составил 11,6% по Южной зоне, 5,7% — по Северной зоне и 7,5% — по Западной зоне. В часы максимальных нагрузок потребление мощности превышает прошлогодние значения более чем на 1500 МВт.
Последнее массовое отключение электричества на юге Казахстана, а также в Узбекистане и Кыргызстане случилось 25 января 2022 года. Свет, а в некоторых городах даже вода пропали на несколько часов. Это вызвало приостановку работы аэропортов и коммуникаций в крупных городах: было отключено отопление, перестали работать банкоматы, в некоторых районах не было воды. В Ташкенте временно остановилось метро, на канатной дороге горнолыжного курорта Амирсой в Узбекистане застряли туристы.
К слову, именно тогда многие наши жители впервые узнали, что страны Центральной Азии еще со времен СССР объединены в единый энергоузел и сильно зависят друг от друга. Если у одной страны появляется резкий всплеск спроса на электроэнергию, то во избежание сильной нагрузки на систему и аварии она должна задействовать собственные резервные мощности.
По словам эксперта Шамиля Гизатулина, у Узбекистана есть такая система защиты от крупных аварий, а вот у Кыргызстана и Казахстана нет. Блэкауты будут случаться и дальше, покуда мы зависим от качества работы энергосистем сопредельных государств.
В министерстве энергетики также сказали, что в соответствии с прогнозным балансом до 2035 года в 2022-2023 годы в стране ожидается дефицит электричества. В том числе в 2022 году – 4,8 млрд кВтч, в 2023 году – 1,3 млрд кВтч. Это связано с резким ростом потребления.
За прошедшие десять лет индустриализацию в том числе дискредитировало то, что ее пытались проводить без учета энергетических потребностей. Это свидетельствует о том, что программа не была проработана до конца. Но теперь становится понятно, что здоровая экономика требует здоровой энергии.
В программе индустриализации, разработанной с 2020 по 2025 годы, появился пункт: увеличение промышленных мощностей посредством стимулирования развития базовых производств и реализации стратегических проектов. Без дополнительных мощностей эту задачу не решить.
К тому же, недавно газовую и атомную энергетику в ЕС признали переходными «зелеными» источниками энергии. Об этом говорится в принятом Еврокомиссией документе. Новые инвестиции в АЭС будут разрешены в Евросоюзе до 2045 года.
Многочисленные блэкауты, веерные отключения электроэнергии и перегруз сетей не оставляют стране другого выхода. Кроме того, для строительства миллиардов квадратных метров нового жилья и социальных зданий тоже нужна электроэнергия.
На данный момент атомная энергия — самая дешевая, доступная и безопасная для нашей страны.
Поэтому, если в ближайшее время не начать строить АЭС (не нужно забывать, что это занимает более 10 лет), то очень скоро обычные казахстанцы почувствуют нехватку электроэнергии в домах и испытают на себе все прелести дефицитного «средневековья».