Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.37
EUR
477
+2.08
RUB
4.82
+0.02

Пропаганда ЗОЖ: забота о здоровье людей или инструмент для бюджетных игр?

441
фото из открытых источников

2 февраля на заседании Национального совета общественного доверия политолог Марат Шибутов предложил отменить ограничения на рекламу табака, алкоголя и БАДов, чтобы СМИ были независимыми от госзаказа и могли развиваться свободно.

В борьбе все средства хороши

На следующий день ведущая антитабачная общественница страны Джамиля Садыкова опубликовала на своей странице в Facebook гневный пост о том, что это недопустимо.

«Внимательно слежу за политической ситуацией в стране и предложениями, особенно высказываемыми на площадке НацСовета, — написала глава антитабачной коалиции Казахстана. — Меня очень встревожило предложение Марата Шибутова о снятии запрета рекламы табака, алкоголя и БАДов для СМИ.

Независимость прессы вещь замечательная, но почему ради нее вдруг понадобилось пожертвовать жизнями тысяч казахстанцев? Действительно ли существует такая дилемма, или она притянута за уши?

Выскажу свое экспертное мнение по данному — весьма провокационному! – вопросу, поскольку опыт работы по продвижению инициатив по здоровью нации более чем в 20 лет дает мне такое право. Что произойдет, если снимут запреты на рекламу табака и алкоголя?»

Джамиля Садыкова, фото с youtube-канала Radiotochka

«Если эта вредная продукция, приводящая к никотиновой и алкогольной зависимости, будет широко рекламироваться, смертность в Казахстане вырастет колоссально!

Уже сейчас 84% всех смертей вызваны неинфекционными заболеваниями, где 50% случаев приходится на сердечно-сосудистые, 18% — на рак, и 13% — на другие неинфекционные болезни, что наносит колоссальный ущерб экономике в размере 4,5% от ВВП страны.

Главные убийцы наших мужчин — табак и алкоголь!

Каждая седьмая смерть в нашей стране наступает от алкоголя, а среди мужчин, погибших до 50 лет, каждая третья смерть связана с употреблением спиртных напитков (Lancet, 2018).

От табака гибнут не менее 18 тысяч казахстанцев в год, поскольку 38,3% мужчин и 6,4% женщин курят или употребляют никотин в любой другой форме — бездымный, нагреваемый табак и т. д. (WHO GATS, 2019), что считается высоким уровнем потребления. Именно алкоголь и табак определяют большую разницу в преждевременной смертности между Казахстаном и развитыми странами.​

Можно провести аналогию со сладкими напитками, которые сейчас широко и безгранично рекламируются. Это привело к росту ожирения среди детей и подростков до 20% (ВОЗ, 2018).

Сейчас каждый четвертый казахстанский ребенок употребляет сладкую газировку ежедневно! Это неизбежно скажется на его здоровье! Анализ маркетинга пищевых продуктов, ориентированных на детей, указывает, что 79% рекламируемых продуктов – сахарсодержащие напитки, кондитерские изделия, фаст-фуд и готовые завтраки, что оказывает прямое влияние на навязывание вредных пищевых привычек (ЕвроВОЗ, 2019).​ Неудивительно, что Казахстан попал в ТОП-10 стран с самым нездоровым питанием.

Не хотелось бы возвращаться в лихие и буйные от хмеля и табака 90-е, когда сигареты и алкоголь рекламировались повсеместно! И уж тем более не хочется помереть, как ковбой Marlboro, от рака легкого!​» ​ ​ ​

Платная основа пропаганды ЗОЖ

Мы привели ее мнение почти полностью, так как любой из абзацев можно достаточно легко опровергнуть отсутствием в Казахстане хоть какого-то компетентного местного исследования на отечественной аудитории.

Кроме того, сама антитабачная коалиция неохотно делится результатами своей 20-летней работы. Сложно судить, каковы итоги этой многолетней пропаганды ЗОЖ такими методами

В открытом доступе периодически появляются документы на выигранные организациями Джамили Садыковой тендеры по пропаганде здорового образа жизни.

Например, в 2016 году по итогам госзакупок «Алматинский городской центр
формирования здорового образа жизни» заказал у Общественного
фонда «Темекісіз» проведение общественных антитабачных рейдов на сумму свыше 4 млн тенге. В открытом доступе мы нашли информацию об одном таком рейде, проведенном местной полицейской службой совместно с фондом «Темекісіз» 3 июня 2016 года. Тогда составили 55 протоколов за нарушение запрета курения в общественных местах.

Аналогичный договор между теми же сторонами и в 2017 году был подписан договор на 7 млн тенге по оказанию «услуг консультационных в области медицины». Если точнее, он предусматривал «проведение мероприятий по повышению информированности жителей о вреде потребления табака и кальяна». Срок действия договора — с 12 сентября по 31 декабря 2017 года.

Никакой, правда, отчетности, что сделано за 2,5 месяца на 7 млн тенге, мы не нашли. Если она есть, готовы изучить и опубликовать достижения

Кое-какие бюджеты антитабачной коалиции Джамили Садыковой также раскрыты в решении суда от 12 апреля 2011 года по иску двух ее общественных фондов к журналистам.

Например, в 2010 году «Темекісіз» и Центр поддержки и содействия развитию здравоохранения получили от того же Алматинского центра формирования здорового образа жизни по 2,6 и 9,55 млн тенге соответственно. И это только те суммы, которые есть в открытом доступе.

Баланс СМИ и общества

Между тем, по данным того же медицинского журнала Lancet, на который так любит ссылаться госпожа Садыкова, в опубликованном систематическом анализе по пространственным, временным и демографическим закономерностям
распространенности употребления курительного табака и связанного с ним
бремени болезней в 204 странах и территориях с 1990 по 2019 годы,

в Казахстане незначительно сократилось число курящих мужчин, зато выросло количество курящих женщин

И это при том, что запрет на рекламу сигарет в Казахстане действует с 1 января 2004 года.

Опять же, нет какого-то системного исследования о причинно-следственной связи рекламы алкоголя и табака с ростом их продаж.

Нелепость ситуации отметил также политолог Данияр Ашимбаев, по мнению которого в телевизоре спокойно рекламируются лекарства, у которых противопоказаний больше, чем у табака и алкоголя.

Еще в начале 2021 года президент Общественного фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова выступила за снятие запрета на рекламу электронных сигарет и пива. Врач с большим стажем, она считает, что стране следует использовать опыт зарубежных стран, в которых хронически зависимых от никотина и алкоголя людей медработники стараются перевести на легкие аналоги — например, на электронные сигареты и пиво. Они менее вредны для здоровья.

Даже тогдашний министр информации и общественного развития Аида Балаева, представляя в ноябре 2020 года проект поправок в законодательство по вопросам информации,

отметила, что введение нормы о рекламе слабоалкогольной продукции станет «соблюдением баланса интересов массмедиа, предпринимателей, общества и государства»

Но идея тогда не прошла через баррикады парламента.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter