Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Новый курс Токаева: политика, экономика, социалка и правозащита глазами экспертов

1825
Касым-Жомарт Токаев. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

За неполных два месяца 2022 года глава государства Касым-Жомарт Токаев сделал ряд серьезных заявлений о том, как будет меняться Казахстан с учетом последних политических событий. Фактически объявив войну олигополии и неэффективным бюджетным расходам, президент объявил о трансформации всех направлений жизнедеятельности государства.

В считанные дни произошла отставка правительства, ключевые посты по собственному желанию освободили руководители квазигосударственных предприятий, арестовано бывшее руководство КНБ. Продолжается разбирательство по действиям деструктивных сил и противодействию им силовых структур в момент январской попытки захвата власти в Казахстане.

Многие заметили, что за очень короткий промежуток времени из «интеллигента-дипломата» Токаев превратился в сильного лидера, принимающего решения и берущего на себя персональную ответственность за настоящее и будущее государства.

Наши эксперты поделились своим мнением, какой они видят реализацию планов и задач, поставленных президентом перед исполнительной властью.

Коррупция и работающая бедность

Социолог Айман Жусупова считает правильными рецепты, предлагаемые президентом в рамках реализации курса политической трансформации и модернизации общества.

Айман Жусупова

Айман Жусупова

— Искоренять коррупцию да, поскольку прозрачное распределение бюджетных средств сможет значительно продвинуть страну на пути решения существующих проблем, в частности — снижения безработицы, — считает социолог. — К примеру, та же проблема с развитием в стране собственного автопрома, о которой говорит общественный деятель Санжар Бокаев. Ведь дело именно в том, как он подчеркивает, что при целевом использовании уже выделенных средств могли бы быть уже созданы качественные рабочие места. Или те же госпрограммы по борьбе с безработицей. Тоже не секрет, что существует коррупционная составляющая при их реализации, которая в конечном итоге препятствует достижению поставленной цели. Как бороться с коррупцией?

Без «изобретения велосипеда» нужна полная прозрачность на каждом этапе реализации поставленных государством задач, расходовании бюджетных средств,

что позволит понять эффективность используемых инструментов, а также добросовестность исполнителей.

По словам Айман Жусуповой, фонд оплаты труда в Казахстане является одним из наиболее низких в мире. Это совпадает с критикой президента в адрес официальной статистики о том, что высокая средняя зарплата существует лишь на бумаге.

— Помню, цифры, которые были приведены в министерстве труда в 2022 году о том, что оплата труда в ВВП Казахстана у нас составляет 30,5%. Тогда как в соседней России – 46,4%, в нефтяной Норвегии – 48,7%, в Канаде, которая и по территории, и по экономике схожа с Казахстаном, — 50,1%. Потому и там признавали необходимость повышения минимальных зарплат. Тем более, с той инфляцией, что есть в Казахстане, и в росте которой нет вины рядовых граждан, этот вопрос приобретает дополнительную остроту.

Потому все более распространенным у нас становится вопрос о работающей бедности

К вопросу о том, почему коммерческий бизнес не подтягивается по уровню оплаты труда вслед за бюджетниками, социолог отметила:

Социальная ответственность бизнеса

— Во всем мире природа бизнеса такова, что главной его целью является прибыльность, и чем она выше, тем, соответственно, лучше. Потому общепризнанным и справедливым является подход, когда бизнес не только берет и зарабатывает, но и вкладывается в местное сообщество, местность, где осуществляет свою деятельность.

Этот подход, именуемый социальной ответственностью бизнеса, в Казахстане значительно проседает. Тогда как в развитых странах, бизнес несет значительные репутационные и, как следствие, финансовые риски, если не реализует ответственный и этичный подход к социальным изменениям хотя бы в отношении своих наемных работников.

Из-за отсутствия прозрачности в стране распространяется неэффективное расходование средств, которые выделяет бизнес в качестве социальных инвестиций

Все это порождает множество вопросов. Но в минусе остаются только рядовые граждане.

То есть я соглашусь с точкой зрения, что в Казахстане пока еще нет четкого понимания критериев и методов оценки социальной ответственности бизнес-компаний, которые позволят определить социальную эффективность их деятельности, как у бизнеса, так и среди чиновников. Потому зачастую корпоративная социальная ответственность воспринимается преимущественно в форме благотворительности, что противоречит сути концепции.

Исполнение социальных гарантий

Доктор PhD, политолог Алмаз Абилдаев считает, что январские события обнажили существующие проблемы в Казахстане.

Алмаз Абилдаев, скриншот с канала Atameken Business Programs

— У граждан появилась возможность быть услышанными, — говорит эксперт. — На выступлении президента перед бизнес сообществом в январе 2022 года впервые в истории страны было заявлено о социальной ответственности миллиардеров перед населением.

Основной посыл — не замечать протестный потенциал и не пытаться улучшать социальное положение населения в новой политической реальности уже не получится

Вопросы, связанные с социальной справедливостью в обществе, будут носить первостепенный характер. Касым-Жомарт Токаев уже назвал ряд направлений, требующих вмешательства государства для корректировки курса в сторону социальной справедливости. Подробности грядущих политических преобразований мы узнаем в марте 2022 года.

У меня большие надежды на то, что все усилия будут направлены на исполнение социальных гарантий государства, защищенности прав всех видов бизнеса, особенно в судах республики, и в целом на устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана.

Правозащитный мониторинг

Правозащитник Жемис Турмагамбетова сейчас с уполномоченным по правам человека Эльвирой Азимовой объезжают регионы с мониторингом соблюдения прав человека в следственных изоляторах и учреждениях пенитенциарной системы.

Жемис Турмагамбетова, фото с сайта zonakz.net

— Сейчас много информации о массовых нарушениях прав задержанных после январских беспорядков, идут различные вбросы, что в следственных изоляторах едва ли не используют средневековые методы пыток. Что вообще не соответствует действительности, — отметила Жемис Турмагамбетова. — Поэтому с 7 февраля мы с Эльвирой Абилхасимовной уже изучили ситуацию в пяти регионах, а сейчас находимся в Семипалатинске.

Конечно, происходящее волнует меня с точки зрения того, как будет строиться правовой Казахстан. В свете последний событий особенно актуальным стал вопрос принятия закона о правозащитниках и его применения на практике.

С уполномоченным по правам человека мы увидели, что исполнение законов на местах оставляет желать лучшего

Справедливости ради отмечу, что органы прокуратуры начали более активно работать с жалобами. Но во всех регионах по-разному. Алматинская прокуратура, например, быстро реагирует на незаконные задержания, и в течение трех суток людей выпускают. В Таразе только после нашего вмешательства из-под стражи освободили четверых из шести несовершеннолетних, содержавшихся в следственном изоляторе. В Атырау мы не смогли доказать незаконность задержания, хотя заместитель прокурора понял проблему и пообещал ее решить. Воспротивился прокурор области.

Протестные настроения в Казахстане будут всегда, пока социально-экономическое положение людей не выправится

В следственном изоляторе Алматы, когда мы побывали в нем с мониторингом 7 февраля, свыше 90% задержанных оказались жителями Жамбылской, Кызылординской и Туркестанской областей. Все безработные с плохой жизненной историей.

Мы всегда поднимаем перед властями регионов проблему обустроенности молодежи. Недопустимо, чтобы здоровые парни болтались с тележками на рынках или промышляли кражами бумажников. Социальные проблемы нужно решать не на бумаге.

Государство выделяет немалые средства на социальную поддержку. Где они растворяются, непонятно. Если за ними нет государственного контроля, пусть общественность возьмет эту роль на себя. Нужны не мифические общественные советы при акиматах с агашками с надутыми щеками в составе.

По словам правозащитницы, предварительные результаты совместного мониторинга показали, что при задержаниях действительно были ошибки и перегибы.

— Когда мы добились, чтобы из СИ-18 в Алматы всех раненых доставляли в медучреждения, через два-три дня за ними приезжали люди в черном и забирали обратно, — говорит Жемис Турмагамбетова. — Прокуратура по каждому такому факту должна установить всех причастных. Медикам тоже надо вопросы задавать, почему они спокойно отдавали раненых в руки правоохранительных служб. Никаких маски-шоу не должно быть в принципе ни под каким предлогом.

Культура политического протеста

Политолог Талгат Калиев отметил, что приветствует любые изменения на политическом поле страны.

талгат калиев

Талгат Калиев. Фото из соцсетей

— В стране отсутствует культура политического протеста, поэтому его очень легко увлечь и трансформировать во что угодно. В первые дни январских событий митинги были мирными, а полиция вела себя лояльно к протестующим и занималась только охраной общественного порядка и административных зданий.

А потом уже неожиданно митингующих вовлекли в деструктивный процесс. Это яркое свидетельство отсутствия политической культуры

Политолог уверен, что курс Касым-Жомарта Токаева, взятый на либерализацию в самом начале президентства, будет продолжен. Теперь еще более решительно.

— Становление политической культуры в Казахстане в первую очередь необходимо самой власти для обеспечения устойчивости государственной конструкции. Необходимо сформировать баланс институтов власти и общества и вернуть дискуссии с площадей в стены парламента.

Тем более, Касым-Жомарт Токаев — опытнейший дипломат с большим стажем работы за рубежом. Должность заместителя генерального секретаря ООН в прошлом предполагает широчайший кругозор. Я думаю, что в скором времени благодаря его курсу в стране будет и сильная оппозиция и дискуссии о строительстве Казахстана нового формата.

Большой вопрос, насколько само общество будет готово сформировать эту оппозицию

По мнению Талгата Калиева, в случае пересмотра законодательства о политических партиях в Казахстане возможно появление качественно новых объединений, и Nur Otan придется очень сильно постараться хотя бы удержать позиции на уровне парламентского большинства в 51%.

— Главное, чтобы оппозиционные политические силы были способны мобилизовать своих сторонников и проводить агитацию к следующим выборам, когда бы они ни прошли. Наши партии всегда жалуются на недостаток времени в предвыборный период, забывая, что должны работать не от выборов к выборам, но и в межэлекторальный период.

Дисциплина власти

Экономисту Арману Байганову импонирует стремление президента наладить дисциплину исполнительной власти.

Арман Байганов.

Арман Байганов. Скрин из видеопередачи
Atameken Business News

— Это всегда было больным вопросом, — отметил эксперт. — Сейчас, на эйфории дорогой нефти, нужно формировать финансовую подушку безопасности. Тем более, социальные расходы государства растут. Так что перед правительством стоит достаточно серьезная задача обеспечить рост экономики согласно растущим потребностям. Это сложно и первостепенно. И здесь дисциплина исполнителей очень важна.

Анализирую расходы бюджета, и опять вижу, что

на обеспечение силовых ведомств на 2022 год снова выделены средства гораздо более значительные, чем на то же сельское хозяйство, которое как раз является реальным сектором экономики

Оно всегда ошибочно было на обочине, из этих ошибок нужно извлечь уроки и изменить подходы к поддержке реальных товаропроизводителей. В сельской местности проживает 40% населения, и именно оно остро нуждается в рабочих местах и справедливой оплате труда. Чтобы сельская молодежь не поддавалась влиянию деструктивных сил и не выходила на протестный режим жизни. Казахстанцы умеют и любят работать. Было бы где.

В целом, думаю, при ответственном подходе к реализации поставленных задач есть все шансы на серьезную экономическую трансформацию.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter