Президент Касым-Жомарт Токаев дал первое интервью после январских событий.
В частности глава государства рассказал о команде стрелять на поражение во время массовых беспорядков.
По словам президента, террористов не интересовали материальные ценности, они руководили атаками на административные здания, их интересовали уголовные дела, досье на сотрудников правоохранительных органов.
«Это была тщательно спланированная акция, по своей сути террористическая, с привлечением боевиков из-за рубежа. Вы, наверное, обратили внимание, что боевики организовали захват аэропорта, сейчас следствие показывает, что аэропорт был захвачен для того, чтобы обеспечить проход через него граждан, прилетевших из одного центральноазиатского города. Это были подготовленные боевики, которые, естественно, прилетели под видом гастарбайтеров, их провели через пограничные стойки, запустили в город и приступили к руководству операцией», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
Президент Казахстана уточнил интересный факт — одна из банд группировок проживала в пятизвездочном отеле и расположился командный штаб на первом этаже гостиницы «Казахстан».
«Вскрываются такие факты, которые раньше было себе трудно представить», — отметил президент.
Однако глава государства отказался отвечать на вопрос, кто стоит за январскими событиями.
«Я не хочу предвосхищать ход следствия. Дело в том, что многие боевики покинули Алматы: кто-то растворился в сельской местности, кто-то ушел в соседние республики, кто-то по другому замаскировался. Сбривают бороду. Если из задерживают, то они кричат, что случайные прохожие. Масштаб погромов вы сами видели. Вдруг все оказались случайными прохожими. Так не бывает. Естественно, все случаи незаконного задержания граждан и тем более применения в отношении них силовых методов будет тщательно расследоваться. Очень серьезно нужно разбираться в этом», — сказал президент.
Глава государства также прокомментировал свое решение стрелять на поражение.
«Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность. Полная безынициативность. Я им сказал, если бы маршал Рокоссовский или Жуков каждый день бы спрашивали у Сталина, они бы войну выиграли или нет? Наши законы таковы, что после Жанаозена были приняты законы, которые сковывали правоохранителей, именно в таких ситуациях. Поэтому я сказал, что мы должны открывать огонь на поражение против бандитов. Я же профессионал, я – дипломат, я знал, что будет такая реакция, но интересы государства и безопасности наших граждан – превыше всего. Я меньше всего думал, что скажут на Западе в тот момент», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
В ходе интервью глава государства подчеркнул, что «информационно мы проиграли».
«Никто толком не объяснил мой приказ, также как и мои действия. Уже потом в режиме ручного управления я давал поручения выступить там, сказать здесь. Я с вами согласен, информационно мы проиграли. Но не до этого было. В то время разве можно было думать, кто о нас и что скажет. Интернет отключается в целом ряде стран, потому что его используют недобросовестные люди», — сказал президент.