Многие объекты малого и среднего бизнеса могут не пережить случившийся кризис — время работает против них…
Ущерб, нанесенный алматинскому бизнесу, уже перевалил за отметку в 100 млрд тенге. Об этом сообщили в Палате «Атамекен». В Алматы от рук погромщиков и мародеров пострадало больше тысячи объектов предпринимательства. Звонки от разоренных бизнесменов продолжают поступать до сих пор. Между тем
Касым-Жомарт Токаев поручил правительственной комиссии в кратчайшие сроки восстановить все объекты инфраструктуры и предпринимательства, возместив все потери
Для этого был привлечен международный эксперт по оценке имущества и почетный оценщик РК Александр Калинин. Ему поручили разработать методические рекомендации по оценке ущерба именно объектам бизнеса.
— Случай особый. Мы обратились к опыту наших киргизских коллег и Украины, пережившей Майдан. Но у них массовости такой не было и ситуация была несколько иная. Да и причины другие.
В первую очередь сейчас надо разделить ремонтно-строительные и ремонтно-восстановительные работы, провести осмотр
А поскольку объектов много и специалистов не хватает, мы рекомендуем бизнесменам как можно скорее начать ремонтно-восстановительные работы. Кто может — пока за свой счет, а государство потом компенсирует все эти затраты. А перед этим, конечно, нужно сделать подробные фото- и видеосъемки, запечатлев причиненный ущерб.
Также перед нами стоит задача вычислить компенсацию ущерба, связанную именно с хищениями имущества — товаров народного потребления.
— Если по ремонтно-восстановительным работам понятнее, то по материальным потерям все гораздо сложнее. В данном случае владельцы имущества должны доказать, на какую сумму им был причинен ущерб. А для этого предоставить всю необходимую документацию.
Чтобы не получилось так: по факту с торговой точки похитили три телефона, а бизнесмен напишет, что десять. Эти нюансы весьма сложны. Здесь встают вопросы моральных норм
Лично мне некоторые предприниматели заявили, что у них украли все — и документы, и даже печать. И они не могут доказать. Но я считаю, это лукавство. Потому что сейчас вся документация есть в электронном варианте, плюс данные они регулярно отправляют в налоговую. Думаю, многим бизнесменам юристы сейчас советуют делать такие вещи, чтобы удалось побольше урвать. Так что озвученная официальная сумма может быть недостоверной, — считает он.
По словам Калинина, с предпринимателями, которые не предоставят доказательств масштабов причиненного ущерба, пусть разбирается Палата предпринимателей «Атамекен».
— Мы, оценщики, работаем по определенным стандартам, законам и прочим механизмам. Поэтому для нас так важны верные расчеты. И мы будем оценивать прежде всего тех, кто предоставит нам документальные доказательства.
Я собрал рабочую группу, в нее входят авторитеты: застройщики, сметчики, судебные эксперты, аудиторы, бухгалтеры и другие. Вот и сидим, ломаем голову. К субботе рекомендации мы уже должны представить.
Ущерб от действий мародеров будет покрываться деньгами из местного бюджета. И надо понимать, что за каждую копейку бюджетных денег придется отвечать. Что-то будет покрываться и из созданного благотворительного фонда
Не случайно глава государства заявил олигархам, что им нужно делиться. Конечно, если бы фонд скорее пополнялся, компенсировать все можно было бы быстрее, — говорит оценщик.
По его словам, сегодня прежде всего нужно возместить ущерб малому и среднему бизнесу, объем которого составляет порядка 75%.
Алматы существуетза счет малого и среднего бизнеса почти на 28%
— Малым предприятиям надо как можно скорее восстановиться, чтобы они быстрее возобновили работу и не несли убытки от простоя. Малый и средний бизнес и так из последних сил «тянул лямку», а теперь люди всего лишились.
«Крупнякам» проще пережить сложившуюся ситуацию, они не пропадут, у них есть доступ к кредитными ресурсам
Многие сетевые компании сейчас уже готовы делать ремонтные работы за свой счет, а компенсировать им можно позже, после того, как помощь получат предприятия малого и среднего бизнеса. К тому же у крупных сетевых компаний ущерб больше, и им может не хватить денег, которые соберут в частном фонде. Поэтому, на мой взгляд, компенсации должны производиться в порядке очередности, — заключает Александр Калинин.