Распродажа активов нацкомпаний вызовет панику у инвесторов и отток денег из Казахстана.
Сейчас в портфеле ФНБ «Самрук-Казына» 15 портфельных компаний. Некоторые являются естественными монополиями. В рамках исполнения поручения президента Касым-Жомарта Токаева о безотлагательном проведении реформ 25 января появился список нацкомпаний, которым в ближайшее время предстоит выйти на народное IPO:
— Критерии «Народного IPO» в полной мере не отвечают стратегическим задачам Фонда и компаний по созданию долгосрочной рыночной стоимости, — передает цитату из заявления «Самрук-Казына» телеграм-канал Finance.kz. — Международными инвесторами, вероятнее всего, будет негативно воспринята новость о приватизации крупнейших государственных компаний исключительно в формате «Народного IPO».
Финансист Расул Рысмамбетов на своей странице в Facebook также высказал свое мнение, как он видит предстоящие реформы.
«В предложениях любой из сторон по квазигоссектору я не видел еще попытки аудита, — написал эксперт. — Обычно после смены правления, процедур, надо подождать пару кварталов и понять, как отреагировала компания на это. Когда измеряете давление, надо сесть на стул, успокоиться и только потом измерять.
А у нас пока топ-менеджеры из окон прыгают. Спешные решения по еще не оправившемуся от политического шока «Самруку» — это попытка пустить на мясо дойную корову
только потому, что там по ночам доил молоко соседский мальчик. Может стоить поменять условия содержания? По примеру Сингапура отдать в комитет по госсобствености (Темасек — в сингапурском минфине)».
Но поскольку решения уже принимаются и последствия необратимы, мы задали Расулу Рысмамбетову еще несколько вопросов о том, что ждет экономику Казахстана в целом после того, как объявленные реформы «Самрук-Казына» будут исполнены.
— Как я уже говорил, за нами следят тысячи глаз серьезных инвесторов, которые вложили средства в «Самрук-Казына», «Казахстан темир жолы», «КазМунайГаз». Любые попытки решить проблемы борьбой в масле и танцами в купальниках обречены на ковенанты, выстреливающие в голову экономике Казахстана.
После такого массового недоверия к стране нас будут ждать дальнейшие шоу в виде заморозки активов Нацфонда, доллар по 1 000 тенге и претензии от всех мировых инвесторов
Сейчас, пока мы не доказали смену экономической парадигмы, финансовая бездна всматривается в нас. И мы танцуем на ее краю под восхищенные лайки.
— Между тем примерные сроки выводы нацкомпаний на IPO уже известны. Вокруг этой темы серьезные дискуссии. Как вам эта идея? Учитывая, что большинство казахстанцев, раз уж речь идет о народном IPO, не имеют денег для покупки акций нацкомпаний.
— Я думаю, что как минимум год этого делать нельзя. То, что сейчас вообще происходит вокруг «Самрук-Казына», который по сути является своеобразной надстройкой и с помощью которой государство руководит нацкомпаниями, нуждается в более глубоком анализе, чем мы себе представляем.
У каждой нацкомпании внутри «Самрук-Казына» есть своя корпоративная структура. Коли мы уже взялись за работу над эффективностью квазигоссектора, для начала следует признать, что
речь вообще-то идет не об Алмасадаме Саткалиеве персонально. Задачи стоят шире — прекратить хищения на КТЖ, эффективно управлять активами «КазМунайГаза» и так далее
А что если завтра-послезавтра нефтедобывающие структуры КМГ просто перестанут добывать? Автоматически несколько городов страны, где нефтедобывающие компании являются градообразующими, окажутся в яме.
Народу Казахстана в первую очередь нужна прозрачная работа нацкомпаний, а не судьба сотни с лишним сотрудников «Самрук-Казына». Не они были кормушкой и источником хищений. От самого ФНБ, конечно, пользы особой не было, но и вреда тоже.
Вопросы вызывают лишь назначения и деятельность там в управленческом аппарате каких-то одиозных фигур, золотой молодежи. Им выписывали многомиллионные бонусы, да, это тоже не есть хорошо. Но сократив этот управленческий аппарат, «Самрук-Казына» лишь «отбросит хвост». Не более того.
— Вывод нацкомпаний на IPO поможет сделать их прозрачными и эффективными?
— Сначала нужно сделать их прозрачными и эффективными, а потом выводить на IPO.
И рецепт есть – аудит и правильная работа. Глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова уже все сказала по этому поводу.
Сейчас выводить квазигоссектор на IPO, когда нет «народных» покупателей, как правильно подмечено, это отдать нацкомпании той группе бизнесменов, с которой недавно встречался президент. Больше некому
Если гипотетически представить покупателями иностранцев, покупка явно пройдет с большим дисконтом после январских событий. Не будем отрицать, что вопросы к инвестиционной стабильности Казахстана есть.
Поэтому спешка с трансформацией «Самрук-Казына» нужна сейчас только тем, кто хочет подешевле прибрать к рукам активы фонда
В практике финансовых пирамид есть такая практика – купить сейчас, потому что потом будет дороже. Я не случайно привожу эту аналогию с происходящим вокруг ФНБ. Вряд ли кто-то верит в то, что срочная раздача активов квазигоссектора сразу сделает его эффективным и прозрачным.
— Что, по-вашему, следует делать?
— Для начала понять, как будет дальше развиваться экономика. Потом найти место нацкомпаний в этой экономике. Затем поменять менеджмент и независимый директорат.
И уже проведя эти необходимые реформы, прождать год, наблюдая, как это будет работать. А потом вносить коррективы
И когда компании будут красивыми, прозрачными, успешными, можно вывести их на IPO.
— Вы отметили, что все телодвижения вокруг «Самрук-Казына» и нацкомпаний создают лишнее напряжение для инвесторов, которые уже в них вложились. Каким может быть сценарий развития событий?
— Очень неприятным. Причем вероятность наступления такого сценария очень высока. Подавляющее большинство инвесторов, вкладывающихся в «Самрук-Казына», инвестируют в долговые бумаги нацкомпаний. И делают они это, исходя из статуса этих компаний как квазигосударственных.
Раз в них есть государство, значит, оно будет нести за них ответственность. Несмотря на то, что формально нацкомпании сами по себе, инвесторы оценивают меру господдержки высокой. Поэтому у нацкомпаний рейтинги чуть ниже, чем суверенные рейтинги Казахстана.
А когда происходит то, что сейчас, а именно планы реализовать квазигоссектор в какие-то «левые» руки, стабильность и платежеспособность компаний окажется под вопросом
Любой здравомыслящий инвестор сразу думает, что государство хочет отказаться от каких-то своих обязательств. Значит, облигации будут стоить дешевле. Их начнут или сбрасывать, или потребуют досрочного выкупа. А денег для исполнения этих условий у нацкомпаний нет. Они пойдут к государству.
Мы можем, конечно, часть Нацфонда ушатать на эти цели. Иначе платить придется через суд. Что будет еще дороже
Вся эта история может иметь эффект камнепада. А обрушение квазигоссектора чревато падением суверенного рейтинга страны. Мы сейчас на краю.
— Есть также мнения, что попытки замедлить разрушение «Самрук-Казына» предпринимаются намеренно, чтобы защитить фонд и не оставить его менеджмент без работы. Вы согласны?
— Конечно, нет. Никто «Самрук-Казына» не защищает. Речь идет о том, что реформы, о которых объявил Саткалиев, хорошие, своевременные, но не полные. Полными они были бы, если бы речь шла об обновлении менеджмента нацкомпаний. Потому что именно эти люди и сделали квазигоссектор неэффективным.
И почему сейчас замена, к примеру, управляющего персонала «Самрук-Казына» должна вдруг сделать прозрачным тот же КТЖ? Связи никакой
В прошлый раз народное IPO «Казатомпрома» закончилось тем, что его выкупил ЕНПФ. Здесь народом и не пахнет. Тогда возникает вопрос – зачем делать те же ошибки любой ценой? Ради косметического ремонта? Для начала пусть покажут способность изменить вектор развития — сократят затраты, улучшат сбор дебиторской задолженности. А там видно будет.