Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

На пороге перемен: президент назвал своими именами причины январских событий

1029
Санат Кушкумбаев, фото с сайта kisi.kz

11 января глава государства и исполнявшие обязанности членов кабмина приняли участие в режиме конференцсвязи в заседании мажилиса. Новым премьер-министром вместо ушедшего в отставку 5 января Аскара Мамина стал Алихан Смаилов.

Но кроме кадровых назначений, Касым-Жомарт Токаев почти час посвятил разбору полетов о причинах и последствиях попытки госпереворота в Казахстане. Заместитель директора КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев поделился впечатлениями о планах руководства страны по итогам кровопролитных беспорядков.

Прорыв системных болячек

— Прежде всего из выступления главы государства я отметил его личный контроль и анализ январских катастрофических событий, — прокомментировал доктор политических наук. — Он держит руку на пульсе тех проблем, которые существуют в обществе, системе государственного управления и в силовом блоке. Обозначенные им направления реформ назрели, и новому правительству предстоит проделать серьезную работу.

Прежде всего на упреждение безинициативности, боязни, бюрократизма, коррумпированности, монополизации, олигополии и разделения общества

Все эти проблемы достаточно серьезны и системны. Как отметил неоднократно президент об олигополии, крупные компании монополизируют с созданием крупных картелей. Мы это видим в сферах ГСМ, сельского хозяйства и других  экономических блоках.

В целом, несмотря на рост национального богатства, валового внутреннего продукта, налицо явные диспропорции в их распределении между регионами. Уязвимые слои населения оказываются еще беднее. Первые промежуточные итоги этого факта показали пережитые волны пандемии, хотя она еще не завершена и впереди новые штаммы вируса и новые вспышки.

Перезагрузка системы госуправления

— Президент назвал провальной работу некоторых чиновников, но при этом призвал воздержаться от оголтелых увольнений. В первую очередь речь идет о новых молодых кадрах и сохранении в команде госслужащих «старой гвардии», которые доказали свою эффективность и компетентность. А есть ли скамья запасных, кому можно доверить работу на стратегических руководящих постах?

— То, что президент обозначил — принцип меритократии — набор на госслужбу наиболее достойных кандидатов. Касым-Жомарт Токаев обозначил даже два ведомства — Агентства по делам госслужбы и по стратегическому планированию и реформам, которые должны будут снять все существующие препоны — излишнюю забюрократизированность, кастовость доступа на госслужбу и другие проблемы.

Поручение перезагрузить всю систему госуправления очень уместно. Люди, принимающие решения, должны уметь разговаривать с обществом не только из своих кабинетов

Сейчас другое время, нужны другие подходы. На пульсе событий руку должен держать не только президент, но и вся его команда, вся управленческая вертикаль. События показали, насколько важно коммуницировать в решении проблем с населением напрямую, и если требуется — даже на площадях. Президент не назвал конкретных имен, но думаю, кадровые перемены еще будут.

Однако важно в процессе меритократии с водой не выплеснуть ребенка, а сохранить преемственность госуправления. 63-летний возраст для эффективных и компетентных госслужащих не должен быть основанием ухода на пенсию.

Если и не сохранять за ними должности, можно внедрить систему советников

То есть должны быть механизмы, позволяющие максимально эффективно решать проблемы и задачи, которые стоят перед госаппаратом, с учетом опыта и навыков, наработанных политическими служащими прежних составов правительства.

Тяжелый урок для силовиков

— Нужна скоординированная работа силовых структур. Президент отметил, что в ряде регионов департаменты КНБ без боя сдавали собственные объекты. В самом начале беспорядков из МВД была информация, что полиция не стреляла на поражение по экстремистам из-за сомнений в лояльности своих сотрудников. Как эту ситуацию кардинально изменить? Ведь речь идет о безопасности населения и страны в целом?

— С этого президент как раз и начал свое выступление, анонсировав начало реформы всего силового блока — МВД, КНБ, Минобороны, Службы внешней разведки, спецподразделений, Нацгвардии.

Весь силовой блок, а не отдельные ведомства, оказался не готовым к такой кризисной ситуации, которую пережил Казахстан

Боязнь брать ответственность в принятии решений показала необходимость усилить полномочия ответственных лиц в среднем и нижнем звеньях правоохранительных структур. Во избежание паралича их работы в критических условиях важна оперативность действий, а не ожидание ценных указаний от некоего единого центра.

В первые дни протестов от руководства страны была четкая установка не использовать против митингующих оружие.

Но как только события трансформировались в экстремистскую, бандитскую фазу, важно было реагировать максимально оперативно без каких-либо реверансов в виде переговоров

Тем более, никаких требований боевики и не выдвигали, а сразу пошли на разбои и мародерство с человеческими жертвами.

Так вот, на местах ни население, ни силовые структуры в этом хаосе не понимали, как себя вести. Одни не понимали, почему против бандитов не применяют силу, другие боялись ее применять из-за отсутствия четкого алгоритма действий. Очень тяжелый урок.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter