Террористам в войне против Казахстана оказались очень на руку системные проблемы госуправления.
11 января глава государства и исполнявшие обязанности членов кабмина приняли участие в режиме конференцсвязи в заседании мажилиса. Новым премьер-министром вместо ушедшего в отставку 5 января Аскара Мамина стал Алихан Смаилов.
Но кроме кадровых назначений, Касым-Жомарт Токаев почти час посвятил разбору полетов о причинах и последствиях попытки госпереворота в Казахстане. Заместитель директора КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев поделился впечатлениями о планах руководства страны по итогам кровопролитных беспорядков.
— Прежде всего из выступления главы государства я отметил его личный контроль и анализ январских катастрофических событий, — прокомментировал доктор политических наук. — Он держит руку на пульсе тех проблем, которые существуют в обществе, системе государственного управления и в силовом блоке. Обозначенные им направления реформ назрели, и новому правительству предстоит проделать серьезную работу.
Прежде всего на упреждение безинициативности, боязни, бюрократизма, коррумпированности, монополизации, олигополии и разделения общества
Все эти проблемы достаточно серьезны и системны. Как отметил неоднократно президент об олигополии, крупные компании монополизируют с созданием крупных картелей. Мы это видим в сферах ГСМ, сельского хозяйства и других экономических блоках.
В целом, несмотря на рост национального богатства, валового внутреннего продукта, налицо явные диспропорции в их распределении между регионами. Уязвимые слои населения оказываются еще беднее. Первые промежуточные итоги этого факта показали пережитые волны пандемии, хотя она еще не завершена и впереди новые штаммы вируса и новые вспышки.
— Президент назвал провальной работу некоторых чиновников, но при этом призвал воздержаться от оголтелых увольнений. В первую очередь речь идет о новых молодых кадрах и сохранении в команде госслужащих «старой гвардии», которые доказали свою эффективность и компетентность. А есть ли скамья запасных, кому можно доверить работу на стратегических руководящих постах?
— То, что президент обозначил — принцип меритократии — набор на госслужбу наиболее достойных кандидатов. Касым-Жомарт Токаев обозначил даже два ведомства — Агентства по делам госслужбы и по стратегическому планированию и реформам, которые должны будут снять все существующие препоны — излишнюю забюрократизированность, кастовость доступа на госслужбу и другие проблемы.
Поручение перезагрузить всю систему госуправления очень уместно. Люди, принимающие решения, должны уметь разговаривать с обществом не только из своих кабинетов
Сейчас другое время, нужны другие подходы. На пульсе событий руку должен держать не только президент, но и вся его команда, вся управленческая вертикаль. События показали, насколько важно коммуницировать в решении проблем с населением напрямую, и если требуется — даже на площадях. Президент не назвал конкретных имен, но думаю, кадровые перемены еще будут.
Однако важно в процессе меритократии с водой не выплеснуть ребенка, а сохранить преемственность госуправления. 63-летний возраст для эффективных и компетентных госслужащих не должен быть основанием ухода на пенсию.
Если и не сохранять за ними должности, можно внедрить систему советников
То есть должны быть механизмы, позволяющие максимально эффективно решать проблемы и задачи, которые стоят перед госаппаратом, с учетом опыта и навыков, наработанных политическими служащими прежних составов правительства.
— Нужна скоординированная работа силовых структур. Президент отметил, что в ряде регионов департаменты КНБ без боя сдавали собственные объекты. В самом начале беспорядков из МВД была информация, что полиция не стреляла на поражение по экстремистам из-за сомнений в лояльности своих сотрудников. Как эту ситуацию кардинально изменить? Ведь речь идет о безопасности населения и страны в целом?
— С этого президент как раз и начал свое выступление, анонсировав начало реформы всего силового блока — МВД, КНБ, Минобороны, Службы внешней разведки, спецподразделений, Нацгвардии.
Весь силовой блок, а не отдельные ведомства, оказался не готовым к такой кризисной ситуации, которую пережил Казахстан
Боязнь брать ответственность в принятии решений показала необходимость усилить полномочия ответственных лиц в среднем и нижнем звеньях правоохранительных структур. Во избежание паралича их работы в критических условиях важна оперативность действий, а не ожидание ценных указаний от некоего единого центра.
В первые дни протестов от руководства страны была четкая установка не использовать против митингующих оружие.
Но как только события трансформировались в экстремистскую, бандитскую фазу, важно было реагировать максимально оперативно без каких-либо реверансов в виде переговоров
Тем более, никаких требований боевики и не выдвигали, а сразу пошли на разбои и мародерство с человеческими жертвами.
Так вот, на местах ни население, ни силовые структуры в этом хаосе не понимали, как себя вести. Одни не понимали, почему против бандитов не применяют силу, другие боялись ее применять из-за отсутствия четкого алгоритма действий. Очень тяжелый урок.