Подобные установки ученые смогут разработать для любого другого водоема.
Устройство, сконструированное в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», позволит собирать, объединять и анализировать информацию о движении всех видов водного транспорта в акватории Каспийского моря для обеспечения безопасности и пресечения контрабанды.
Пока радарные системы создали специально для Каспия, но ученые говорят: если понадобится, они смогут разработать подобные установки для любого другого водоема.
Каспийское море – крупнейший внутренний бессточный водоем Земли. Выход к Каспию имеют Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения и Казахстан. Сегодня в водоеме растет активность различных типов водного транспорта, которые необходимо контролировать, а также обеспечивать безопасность навигационной обстановки: столкновения судов могут приводить к повреждению техники, человеческим жертвам, экологическому ущербу. Кроме того, суда могут незаконно перевозить пассажиров и контрабандные грузы.
«Мы ведем проект с компанией одного из государств каспийского региона по обеспечению комплексного контроля водного транспорта в Каспийском море. Для этого создаем систему радиолокационного мониторинга движения судов в Каспийском море с использованием сигналов сторонних источников: береговые радары, данные, поступающие с судов и прочие источники информации. Разработка позволит обеспечить зону радиолокационного наблюдения практически в любой точке акватории», — рассказал директор НИИ систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций «Прогноз» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Веремьев.
Одни из главных способов отслеживания перемещений водного транспорта – автоматические идентификационные системы (АИС). Их устанавливают на крупных судах и предоставляют о них всю необходимую информацию. Кроме того, для этих целей используют навигационные радиолокационные системы (РЛС), предназначенные для наблюдения за береговой линией, судами, льдами и иными объектами на морской поверхности. Информацию из этих источников с помощью алгоритмов, разработанных учеными «ЛЭТИ», будут собирать и выстраивать единую динамическую карту того, что происходит в Каспийском море.
«В дальнейшем мы планируем доработать программное обеспечение для улучшения организации процесса управления. Система будет полезна как государственным, так и частным владельцам водного транспорта всех стран, имеющих выход к Каспию. Судоводители снизят риски столкновений, а пограничники смогут отслеживать контрабандистов», — рассказал Владимир Веремьев.