Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Откуда берется китаефобия и как с ней бороться? — эксперты

111

При реализации Экономического пояса Шелкового пути нужно придать ему «человеческое лицо», считают участники научной конференции «30 лет дипломатическим отношениям РК и КНР». Нужно заручиться активной поддержкой населения. Когда люди увидят и поймут выгоды, это снизит опасения. Сейчас антикитайские настроения могут быть спровоцированы деструктивными силами, а с этим следует бороться.

Продолжение. Читайте также первую часть.

Большой потенциал у транспортно-логистических проектов

Булат Султанов напомнил, что у Казахстана выхода к морским торговым путям нет. Но доступ к морским перевозкам открывают Евразийский экономический союз и мегапроект «Пояс и путь». Это в свою очередь означает создание благоприятных условий для экономического роста и социального развития. Плюс дополнительный доход от взимания таможенных пошлин за транзит грузов.

— Экономический пояс Шелкового пути через Казахстан является для Пекина своего рода «золотой калиткой», поскольку гипотетически США могут в любой момент заблокировать морские пути в порты Китая, так как имеют военное превосходство сразу в трех океанах — Атлантическом, Индийском и Тихом.

А путь через Казахстан, не контролируемый вооруженными силами США, является для Китая абсолютно безопасным

Кроме того, если транспортировка грузов из КНР в Германию морским путем занимает около 40 суток, то по железной дороге через Казахстан — 16-18, — добавил эксперт.

В 2020 году по маршруту Китай — Европа в общей сложности совершили 12,4 тыс. рейсов грузовых поездов. Перевезли более 20 млн тонн грузов, что на 50% больше, чем в 2019 год. В первом квартале 2021 года совершен 1 941 рейс, перевезено 174 тысячи грузовых контейнеров. Это на 15,2% больше, чем в январе — марте 2020 года. Сейчас по нашей территории проходят 49% железнодорожных контейнеров маршрута Китай — Европа.

Шелковый путь: на наше место в проекте много желающих — Султанов

Эксперт добавил, что через нашу территорию проходят шесть автомобильных, девять железнодорожных и четыре воздушных коридора международного значения.

— Сейчас транспортная логистика формирует 8,1% ВВП Казахстана

Весьма перспективным в этом плане является участие Казахстана в строительстве международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай» протяженностью 8 445 километров. Из них на нашу территорию приходится 2 787 километров.

Благодаря этому проекту время транспортировки грузов от китайского порта Ляньюньган на побережье Тихого океана (через Хоргос, Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорду, Актобе, Оренбург, Казань, Москву) до Санкт-Петербурга будет занимать всего десять дней, что в 3,5 раза меньше по сравнению с морским путем. За счет этого проекта мы реконструировали дорожное полотно от Хоргоса до Актобе через южные области страны (Жамбылскую, Туркестанскую, Кызылординскую).

Вопрос только в том, когда свой участок дороги (2 233 км) достроит 

Россия

Казахстан и Китай свои участки завершили еще в 2017 году, — сказал он.

Также с декабря 2009 года успешно функционирует газопровод «Центральная Азия —  Китай», по которому в Поднебесную было поставлено 336 млрд кубометров газа.

Часто сограждан пугает неизвестность

Султанов отметил, что в Казахстане и Центральной Азии до сих пор сохраняется китаефобия. И связана она в числе прочего с недостаточной осведомленностью о проектах с участием КНР. В результате в социальных сетях появляются посты о якобы китайской экономической экспансии, выводе оттуда в Казахстан и страны Центральной Азии экологически грязных производств, притоке в регион огромного количества китайских трудовых мигрантов и так далее.

— При осуществлении Экономического пояса Шелкового пути необходимо придать ему «человеческое лицо».

То есть учесть упущения, которые допускают чиновники ЕАЭС в сфере информации и работе с населением

Надо заручиться широкой и активной поддержкой населения. Для этого желательно постоянно знакомить людей с осуществляемыми мероприятиями, которые простые люди сегодня, а не в далекой перспективе, ощутили бы на себе, «на своем кармане», — сказал эксперт.

Он добавил, что упомянутым проектам нужны большая открытость и транспарентность. То есть следует подробно разъяснять социально-экономические последствия. Например, число новых рабочих мест, социальная и спонсорская помощь, размер налогов в местный и республиканские бюджеты и так далее.

Казахстан как поле битвы: где США и Китай будут выяснять отношения?

Кроме того, перед началом проектов стоит проводить комплексные экспертизы, в том числе:

  • правовые
  • финансовые
  • торгово-экономические
  • социальные
  • экологические

и так далее. Причем проводить их должны независимые эксперты.

Если в обществе будут выражать недовольство чем-либо, эксперт посоветовал проводить открытые дискуссии по беспокоящим вопросам с участием правительственных чиновников, депутатов и представителей НПО. А в областях и городах, где эти проекты осуществляются, проводить слушания в маслихатах. Также устраивать и парламентские слушания.

— В противном случае мы будем вновь и вновь «наступать на грабли» китаефобии и антикитайских настроений,

которые на фоне нарастающего раздражения и недовольства части населения из-за непростой социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране могут быть спровоцированы деструктивными силами в своих целях, — констатировал Султанов.

В чем преимущества китайской кредитной линии

Эксперт-китаевед Адиль Каукенов также отметил, что казахстанско-китайский товарооборот растет. Только за 2020 год он увеличился на 15,4 млрд долларов США (4%). И в целом отношения улучшаются, в том числе и за счет развития трансконтинентальных маршрутов.

— Китай входит в пятерку крупнейших инвесторов Казахстана. И это не случайно: налажены механизмы по взаимодействию, которые позволяют китайским компаниям предлагать широкий арсенал сотрудничества. К примеру,

кредитный канал инвестиционного взаимодействия с КНР включает льготные китайские кредиты

на развитие объектов инфраструктуры, промышленности и АПК, а также кредитные линии в рамках генеральных кредитных соглашений для финансирования инвестпроектов, в том числе в секторе МСП, — сказал он.

Основными преимуществами финансирования проектов за счет средств китайской кредитной линии эксперты называют:

  • длительный срок предоставления кредита и большой льготный период
  • низкие процентные ставки по кредитам
  • не требуется получения гарантии правительства по каждому кредиту, предоставляемому из кредитной линии
  • не требуется получения покрытия агентства по страхованию экспортных кредитов SINOSURE, что снижает стоимость кредитных ресурсов для конечного получателя

Сейчас потенциальная общая финансовая база «Одного пояса – Одного пути» оценивается примерно в 500 млрд долларов США.

Транзит вырос почти на четверть

Также Каукенов отметил, что Казахстану удалось стать надежным звеном железнодорожного контейнерного транзита между Китаем и Европой, Китаем и Ираном, Китаем и странами Центральной Азии.

Китай может стать основным покупателем казахстанской нефти

По итогам даже пандемийного 2019 года транзит (по данным КТЖ) вырос на 24%. По направлениям:

  • Китай – Европа – Китай — на 12%
  • Китай – Центральная Азия – Китай — на 56%
  • Китай – Иран — на 43%

— Сегодня, когда мир охвачен пандемией и геополитическими пертурбациями — нарушен привычный образ жизни и долгие годы выстраиваемые пути, закрыты границы — требуется серьезная и кропотливая работа по преодолению этих вызовов. Перед нами всеми стоит сложнейшая задача преодолеть пандемийные последствия.

Причем в условиях, когда ни у кого в мире еще нет готового рецепта

Однако сложившаяся традиция позволяет надеяться, что проверенные временем казахстанско-китайские отношения смогут дать достойный ответ и найти новые пути взаимодействия, которые позволят перейти на более эффективные формы, — Каукенов.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter