Масла в огонь подливают посты в социальных сетях от различных блогеров.
При реализации Экономического пояса Шелкового пути нужно придать ему «человеческое лицо», считают участники научной конференции «30 лет дипломатическим отношениям РК и КНР». Нужно заручиться активной поддержкой населения. Когда люди увидят и поймут выгоды, это снизит опасения. Сейчас антикитайские настроения могут быть спровоцированы деструктивными силами, а с этим следует бороться.
Продолжение. Читайте также первую часть.
Булат Султанов напомнил, что у Казахстана выхода к морским торговым путям нет. Но доступ к морским перевозкам открывают Евразийский экономический союз и мегапроект «Пояс и путь». Это в свою очередь означает создание благоприятных условий для экономического роста и социального развития. Плюс дополнительный доход от взимания таможенных пошлин за транзит грузов.
— Экономический пояс Шелкового пути через Казахстан является для Пекина своего рода «золотой калиткой», поскольку гипотетически США могут в любой момент заблокировать морские пути в порты Китая, так как имеют военное превосходство сразу в трех океанах — Атлантическом, Индийском и Тихом.
А путь через Казахстан, не контролируемый вооруженными силами США, является для Китая абсолютно безопасным
Кроме того, если транспортировка грузов из КНР в Германию морским путем занимает около 40 суток, то по железной дороге через Казахстан — 16-18, — добавил эксперт.
В 2020 году по маршруту Китай — Европа в общей сложности совершили 12,4 тыс. рейсов грузовых поездов. Перевезли более 20 млн тонн грузов, что на 50% больше, чем в 2019 год. В первом квартале 2021 года совершен 1 941 рейс, перевезено 174 тысячи грузовых контейнеров. Это на 15,2% больше, чем в январе — марте 2020 года. Сейчас по нашей территории проходят 49% железнодорожных контейнеров маршрута Китай — Европа.
Шелковый путь: на наше место в проекте много желающих — Султанов
Эксперт добавил, что через нашу территорию проходят шесть автомобильных, девять железнодорожных и четыре воздушных коридора международного значения.
— Сейчас транспортная логистика формирует 8,1% ВВП Казахстана
Весьма перспективным в этом плане является участие Казахстана в строительстве международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай» протяженностью 8 445 километров. Из них на нашу территорию приходится 2 787 километров.
Благодаря этому проекту время транспортировки грузов от китайского порта Ляньюньган на побережье Тихого океана (через Хоргос, Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорду, Актобе, Оренбург, Казань, Москву) до Санкт-Петербурга будет занимать всего десять дней, что в 3,5 раза меньше по сравнению с морским путем. За счет этого проекта мы реконструировали дорожное полотно от Хоргоса до Актобе через южные области страны (Жамбылскую, Туркестанскую, Кызылординскую).
Вопрос только в том, когда свой участок дороги (2 233 км) достроит
Россия
Казахстан и Китай свои участки завершили еще в 2017 году, — сказал он.
Также с декабря 2009 года успешно функционирует газопровод «Центральная Азия — Китай», по которому в Поднебесную было поставлено 336 млрд кубометров газа.
Султанов отметил, что в Казахстане и Центральной Азии до сих пор сохраняется китаефобия. И связана она в числе прочего с недостаточной осведомленностью о проектах с участием КНР. В результате в социальных сетях появляются посты о якобы китайской экономической экспансии, выводе оттуда в Казахстан и страны Центральной Азии экологически грязных производств, притоке в регион огромного количества китайских трудовых мигрантов и так далее.
— При осуществлении Экономического пояса Шелкового пути необходимо придать ему «человеческое лицо».
То есть учесть упущения, которые допускают чиновники ЕАЭС в сфере информации и работе с населением
Надо заручиться широкой и активной поддержкой населения. Для этого желательно постоянно знакомить людей с осуществляемыми мероприятиями, которые простые люди сегодня, а не в далекой перспективе, ощутили бы на себе, «на своем кармане», — сказал эксперт.
Он добавил, что упомянутым проектам нужны большая открытость и транспарентность. То есть следует подробно разъяснять социально-экономические последствия. Например, число новых рабочих мест, социальная и спонсорская помощь, размер налогов в местный и республиканские бюджеты и так далее.
Казахстан как поле битвы: где США и Китай будут выяснять отношения?
Кроме того, перед началом проектов стоит проводить комплексные экспертизы, в том числе:
и так далее. Причем проводить их должны независимые эксперты.
Если в обществе будут выражать недовольство чем-либо, эксперт посоветовал проводить открытые дискуссии по беспокоящим вопросам с участием правительственных чиновников, депутатов и представителей НПО. А в областях и городах, где эти проекты осуществляются, проводить слушания в маслихатах. Также устраивать и парламентские слушания.
— В противном случае мы будем вновь и вновь «наступать на грабли» китаефобии и антикитайских настроений,
которые на фоне нарастающего раздражения и недовольства части населения из-за непростой социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране могут быть спровоцированы деструктивными силами в своих целях, — констатировал Султанов.
Эксперт-китаевед Адиль Каукенов также отметил, что казахстанско-китайский товарооборот растет. Только за 2020 год он увеличился на 15,4 млрд долларов США (4%). И в целом отношения улучшаются, в том числе и за счет развития трансконтинентальных маршрутов.
— Китай входит в пятерку крупнейших инвесторов Казахстана. И это не случайно: налажены механизмы по взаимодействию, которые позволяют китайским компаниям предлагать широкий арсенал сотрудничества. К примеру,
кредитный канал инвестиционного взаимодействия с КНР включает льготные китайские кредиты
на развитие объектов инфраструктуры, промышленности и АПК, а также кредитные линии в рамках генеральных кредитных соглашений для финансирования инвестпроектов, в том числе в секторе МСП, — сказал он.
Основными преимуществами финансирования проектов за счет средств китайской кредитной линии эксперты называют:
Сейчас потенциальная общая финансовая база «Одного пояса – Одного пути» оценивается примерно в 500 млрд долларов США.
Также Каукенов отметил, что Казахстану удалось стать надежным звеном железнодорожного контейнерного транзита между Китаем и Европой, Китаем и Ираном, Китаем и странами Центральной Азии.
По итогам даже пандемийного 2019 года транзит (по данным КТЖ) вырос на 24%. По направлениям:
— Сегодня, когда мир охвачен пандемией и геополитическими пертурбациями — нарушен привычный образ жизни и долгие годы выстраиваемые пути, закрыты границы — требуется серьезная и кропотливая работа по преодолению этих вызовов. Перед нами всеми стоит сложнейшая задача преодолеть пандемийные последствия.
Причем в условиях, когда ни у кого в мире еще нет готового рецепта
Однако сложившаяся традиция позволяет надеяться, что проверенные временем казахстанско-китайские отношения смогут дать достойный ответ и найти новые пути взаимодействия, которые позволят перейти на более эффективные формы, — Каукенов.