Членство ВТО является сигналом для мирового сообщества о приверженности страны к всеобщей системе международных норм.
В Женеве проходит XII Министерская конференция ВТО. Казахстан стал 6-й страной, которой дали возможность со-председательствовать на встрече высшего директивного органа ВТО.
Такая редкая для стран-участниц возможность обусловлена тем, что страна с момента подачи заявления на поступление в ВТО в 1996 г. всецело поддерживала многостороннюю торговую систему и содействовала развитию единой экономической политики.
Все эти годы, именно Елбасы являлся автором идеи вступления в ВТО и драйвером всего процесса.
Мотивацию Елбасы вступить в ВТО критиковали многие. Причины были следующие: небольшой отечественный рынок лишился бы прав на получение субсидий; 95–96% товаров в структуре импорта страны уже были из стран членов ВТО; и страна к тому моменту была участницей региональной экономической интеграции — ЕАЭС.
К тому же ставились под сомнения возможности внутреннего рынка. Казахстанский рынок ориентирован на экспорт сырья. В то время как система ВТО дает больше преимуществ для стран, которые имеют конкурентоспособный и экспортоориентированный внутренний рынок и в большей части экспортируют промышленную продукцию, но не сырье.
Свое решение Елбасы аргументировал тем, что
вступление в ВТО для Казахстана не ограничивается незамедлительным улучшением торговых показателей, но и оказывает позитивный эффект для позиционирования страны на международном уровне и привлечения инвестиций в страну.
Членство ВТО является сигналом для мирового сообщества о приверженности страны к всеобщей системе международных норм. Также, ВТО отслеживает протекционистские меры и обеспечивает предсказуемость внешнеторговой политики каждой из стран-участниц, что является важным фактором для иностранных инвесторов в выборе страны для финансирования.
Несмотря на критику, Елбасы не изменил своего решения и продолжал вести самые долгие в истории ВТО переговоры по вступлению в организацию (19 лет и 9 месяцев). Столь длительный период был обусловлен тем, что Первый Президент активно “выторговал” переходной период для отечественного рынка и отстоял позиции по многим вопросам.
Официальное заявление Казахстана о вступлении в ВТО было подано 26 января 1996 г. Месяцем позже, стране был присвоен статус наблюдателя и создана рабочая группа по вступлению в ВТО.
В период с февраля 1996 по октябрь 2015 года шел активный процесс переговоров между сторонами.
Основные сложности возникли по поводу урегулирования переходного периода для отечественных товаров. Казахстанская сторона настаивала на том, чтобы возможность субсидировать местное производство была продлена на несколько лет после вступления страны в организацию.
Также, Елбасы настаивал на выделение больших субсидий в сельскохозяйственный сектор, чем того требуют стандартные ставки при вхождении в ВТО (5%).
После длительных переговоров было решено, что страна сможет выделять дотации в размере 8,5% от валовой стоимости.
Другой сложностью было то, что существовала необходимость гармонизации таможенных пошлин между и ЕАЭС, и ВТО одновременно. Данные тарифные обязательства требовали тщательного диалога.
По итогам обсуждений, было принято решение, что наша страна будет вести «компенсационные переговоры» со странами-участницами ЕАЭС.
После вступления в 2015 г. Казахстан следующие пять лет был в процессе переходного периода, т.е. у страны была возможность проведения поэтапных реформ: приведение законодательства к стандартам ВТО, поэтапное открытие внутреннего рынка, гармонизация таможенных пошлин с ЕАЭС и ВТО.
Завершение переходного периода и пятилетие с момента вступления в организацию было отмечено на онлайн-конференции ВТО в Женеве в 2020 году.
Казахстан вот уже шестой год подряд ведет активную деятельность в рамках ВТО. Завершив «выторгованный» переходной период, с этого года страна стала полноправным членом ВТО, имела возможность председательствовать в главном директивном органе и продвигать собственную повестку.
Для Казахстана наиболее значимым во вступлении в ВТО была возможность привлечения иностранных инвестиций в добывающий сектор и сферу услуг.
Свидетельством улучшения инвестиционного климата в стране является то, что при подведении итогов 5-летнего членства в организации в конце прошлого года, Министр торговли и интеграции Республики Казахстан Б. Султанов отметил следующее:
С момента вступления Казахстана в ВТО почти 50% всех иностранных инвестиций привлечены в несырьевые секторы, в частности в сектор услуг (30%) и обрабатывающую промышленность (18%).
Так, вхождение Казахстана в ВТО значительно простимулировало инвестиции в сельское хозяйство и сбыт несырьевого экспорта.
Членство в глобальной организации как ВТО дает не только экономические преимущества, но и политические. Пятилетний срок в ВТО – это только начальные этапы, и получение преимуществ от полноценного членства еще ожидают Казахстан в будущем.
Ведение международной торговли в соответствии с нормами и стандартами ВТО в перспективе обеспечивают развитие внутреннего потенциала.
Таким образом, за период своего президентства, Елбасы обеспечил Казахстану возможность продвигать свои экономические и политические интересы на международном уровне на долгие годы вперед.
И главной задачей для нынешнего руководства является реализация национального потенциала и извлечение максимально возможных преимуществ от членства в ВТО.
Динара Абуова, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева