Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

Тайны Восточного Казахстана: как сказочник убил священника, а герой Тургенева добывал золото

746

Если спросить о людях, связанных с Усть-Каменогорском, большинство современников сразу назовут несколько знакомых имен: от спортсменки Ольги Рыпаковой до стендапера Евгения Чебаткова. Между тем улицы города и его окрестностей до сих пор помнят тех, кто вошел в мировые исторические, научные и литературные энциклопедии.

Русский алашординец

Несмотря на то, что датой основания Усть-Каменогорска считается 1720 год, полноценная городская история начинается в середине XIX века. К этому времени власти начали обустраивать пограничные посты с Китаем. До тех пор границы проходили весьма условно, поэтому в 1863 году в район озера Зайсан снарядили экспедицию для установления постоянной границы с Китаем.

Маршрутами многочисленных экспедиций в Усть-Каменогорске в те годы побывало множество путешественников. Самый известный из них — Григорий Николаевич Потанин.

Великий путешественник, исследователь Сибири и Востока особое внимание уделял этому региону, считая, что

лучшая дорога для путешествий из Сибири в Тибет лежит через Восточный Казахстан

Григорий Потанин

Почти все города региона сыграли в судьбе Потанина немаловажную роль – и Семипалатинск, и Павлодар, и Зайсан, и Усть-Каменогорск. Алматинцы могут считать его еще и одним из первых верненцев. В 1854 году Потанин присутствовал при закладке укрепления Заилийского, которое потом стало городом Верным – Алма-Атой – Алматы.

Григорий Николаевич был человеком масштаба эпохи ренессанса. Помимо прокладывания новых географических маршрутов, сфера его деятельности простиралась от изучения местного фольклора до описания местных растений.

Особое внимание он уделял сбору и изучению казахского фольклора и к концу XIX века стал одним из самых уважаемых людей среди казахов. Ему довелось даже выступать на съезде партии «Алаш» в 1917 году, где

один из основателей партии, педагог и писатель Миржакип Дулатов назвал Потанина «нашим особо почитаемым сибирским аксакалом»

О масштабах личности Потанина можно судить и по всему, что названо его именем. Это улицы в Алматы, Нур-Султане, городах Сибири и Восточного Казахстана; это ледник, астероид и несколько десятков видов растений. Далеко не все удостоились такого признания от международного научного сообщества.

Остатки крепости

О периоде пребывания Потанина в Усть-Каменогорске сегодня ничего не напоминает. Лишь в бывшей крепости, где располагается Свято-Троицкий мужской монастырь, сохранились постройки той поры, в том числе и восстановленный почти из руин Свято-Троицкий собор.

Впрочем, со второй половины XIX века город начинает сильно расти и развиваться. В рассказе о том периоде не обойтись без другой, не менее легендарной личности.

Как Абай с тургеневским героем подружился

Когда упоминается имя Евгения Петровича Михаэлиса, большинство более-менее знающих историю сразу вспоминают его как друга и соратника великого Абая Кунанбаева. Это, безусловно, так. Но дружбой с одним Абаем личность Михаэлиса не ограничивается.

Евгений Михаэлис

Родившись в Петербурге, в семье чиновника, к рубежу 50-х, 60-х годов XIX века Михаэлис был одним из самых видных деятелей студенческого движения столицы Российской империи. После восшествия на престол Александра II в жизни России начался период невероятного общественного подъема.

После мрачных последних лет царствования Николая I наступила настоящая политическая оттепель. В то время он вращался в кругах литературной и научной элиты Петербурга, дружил с Николаем Некрасовым, Дмитрием Менделеевым, Николаем Чернышевским. Особое впечатление он произвел на Ивана Сергеевича Тургенева.

Литературоведы считают, что именно с Михаэлиса он списал своего знаменитого Евгения Базарова в «Отцах и детях», настолько радикальными были его взгляды и поведение в тот период. В год отмены крепостного права по Петербургу прошла целая волна студенческих волнений. Жандармерия обвинила Евгения Петровича в их организации, после чего предписала революционеру-нигилисту навсегда покинуть столицу.

С этого времени жизнь Михаэлиса была тесно связана с Восточным Казахстаном. Новое место жительства изменило его и во многом его стараниями изменилось само.

Вначале Михаэлис поселился в Семипалатинске, где и состоялась его судьбоносная встреча с Абаем Кунанбаевым.

Можно сказать, что

тогда в Семипалатинске встретились два мира: мир восточной степной мудрости и мир просвещенного европейского Петербурга

С Абаем Михаэлис «пересекся» по производственной необходимости – великий казахский акын в те годы совмещал госслужбу, работая волостным правителем, с творчеством.

Михаэлис в семипалатинский период своей жизни трудился редактором «Семипалатинских областных ведомостей». Абай читал газету по долгу службы. А также читал много книг, привезенных Михаэлисом из Петербурга, которые в Семипалатинске в ту пору были большой редкостью. Это были труды ведущих западных и русских писателей и мыслителей того времени.

Абай и Евгений Михаэлис

Дружба Абая и Михаэлиса имела большое значение как для поэта, так и для ссыльного. По свидетельству священника Бориса Герасимова, Абай ежегодно пребывал в Семипалатинске с декабря по март, проводя все вечера в беседах с Михаэлисом. Великий поэт с благодарностью вспоминал о своем друге и учителе.

Абай же буквально влюбил Михаэлиса в свою родину – Восточный Казахстан

Евгений Петрович с жаром принялся исследовать свое новое место жительства. В Зайсанском уезде он отыскал месторождение минерального топлива, участвовал в разработке золотых приисков, исследовал ледниковые отложения, изучал условия судоходства на Иртыше и даже построил несколько лодок собственной конструкции. Евгений Михаэлис много сделал и для развития пчеловодства на Алтае. Вместе с другим ссыльным Александром Федоровым они изобрели рамочный улей.

В 1880-е годы Евгений Петрович переехал из Семипалатинска в Усть-Каменогорск. И в этом городе он оставил о себе очень хорошую память. К тем годам все запреты на возврат в Петербург для Михаэлиса были сняты, и он запросто мог сделать всеимперскую карьеру, но именно здесь, в Усть-Каменогорске он чувствовал свою востребованность.

Будучи гласным городской думы, Евгений Петрович призывал горожан к культурному благоустройству. Так, в 1896 году была открыта библиотека и заложен городской сад, построены здания церковно-приходского училища (1897), начальной школы (1912), Мариинского училища (1901), женской гимназии (1914), Народного дома (1902).

Мариинская гимназия

Все эти здания по сей день сохранились в историческом центре Усть-Каменогорска. Любопытно, что приехав революционером-нигилистом в Казахстан, под конец жизни прототип Базарова стал почтенным государственным мужем и созидателем. Жизнь, как видим, написала альтернативный финал «Отцов и детей».

Спустя столетие после смерти и Абая и Михаэлиса нелепая ситуация сложилась с памятникам двум деятелям. В 2014 году в Усть-Каменогорске установили памятник Абаю и Михаэлису работы Владимира Самойлова и Евгения Непьянова. На скульптуре Михаэлис держит перед собой книгу, а пропорции тел в памятнике, мягко говоря, несколько не соответствуют человеческим.

Памятник Абаю и Михаэлису

В Сети поднялась волна негодования, что в результате получился не памятник почтенным государственным и культурным деятелям, а памятник «хоббитам, делающим селфи». Действительно, книга на статуе больше напоминала гаджет. Памятник не простоял даже пары дней и был убран.

Литераторы и палачи

Любопытно, что именно Усть-Каменогорск своеобразно соединил два, казалось бы, совершенно несвязанных друг с другом литературных произведения. Уже упоминавшиеся «Отцы и дети» Тургенева и «Волшебник изумрудного города» Волкова. И опять же усилиями все того же Михаэлиса.

Именно его стараниями в городе появились учебные заведения, в одном из которых получил образование создатель «Волшебника…» Александр Мелентьевич Волков.

Александр Волков

В городском училище Усть-Каменогорска Волков был в числе первых учеников. После окончания училища и института он стал писать пьесы и ставить их на сцене Народного дома в Усть-Каменогорске.

Народный дом

Любопытно, что два главных здания, связанных с Волковым, расположены в городе буквально через забор друг от друга.

Училище

Конечно, свои главные произведения Александр Мелентьевич напишет уже в Москве. Но

свою усть-каменогорскую альма-матер автор «Волшебника изумрудного города» и «Урфина Джюса» до конца жизни поминал добрым словом

Литературная слава пришла к Волкову гораздо позже. В гражданскую войну судьба связала Волкова с другим выдающимся литератором – знаменитым сказочником Павлом Бажовым.

Усть-Каменогорск помнит его совершенно в другом качестве, едва ли связанным с написанными им сказками «Малахитовая шкатулка» и «Хозяйка медной горы».

Павел Бажов

Павел Петрович был не только писателем и революционером, но и настоящим красным подпольщиком-разведчиком. В годы революции 1905-1907 годов организовывал маевки, его неоднократно арестовывали жандармы. Затем были годы учительства, а 1917 год стал переломным в его судьбе.

Бажов отправился служить политруком в Красной Армии на Урале. После череды поражений красных на Урале и в Сибири в 1918-1919 годах перешел на подпольную работу. Тогда судьба и закинула его в Усть-Каменогорск, куда он прибыл под псевдонимом Бахеев.

Несколько лет он вел полуподпольный образ жизни, создавая в городе большевистское движение. Власть в Усть-Каменогорске в те годы переходила из рук в руки. Даже после того, как Колчак потерпел поражение и удалился в Иркутск, коммунисты не получили власть – в городе еще несколько месяцев верховодили банды атамана Козыря.

В противовес «белым монархистам» атаман тоже позиционировал себя как народную власть, что очень мешало большевикам. Вот тут-то и пригодились таланты Бажова-Бахеева. В частности, ораторский – он умудрился сагитировать козыревцев перейти на сторону красных прямо на митинге. Можно сказать, что советская власть в Усть-Каменогорске укоренилась именно силами Бажова.

Многое Бажов сделал и для поднятия казахских школ в регионе. Бывший учитель русского языка, оказавшись в Казахстане, ужаснулся, когда увидел, в каком плачевном состоянии находятся национальные школы.

«Казахских детей должны учить казахские учителя», – писал тогда Бажов

В июне 1920 года Павел Петрович послал в казахские школы восемьдесят семь учителей-казахов, прошедших подготовку на созданных им курсах. По тем временам это был неслыханный успех.

Впрочем, у деятельности Бажова была и другая сторона, о которой мало знают ценители его литературного таланта, но помнит Усть-Каменогорск.

В дни, когда битвы между анархистами-козыревцами и большевиками продолжались, в Усть-Каменогорске были убиты несколько видных усть-каменогорцев. Это владелец местной типографии Стефан Горлов и настоятель Покровского собора, протоиерей Александр Дагаев.

Александр Дагаев

Последний был особо непримиримым к большевикам, вел антикоммунистические проповеди. В годы «гражданки» этого было достаточно, чтобы поставить к стенке. Дагаева расстреляли, а тело утопили в проруби.

По сей день историки спорят: сделали это козыревцы или так называемые «части особого назначения» красных, которыми руководил тогда Бажов. Все больше доказательств в последнее время находится в пользу второй версии, однако дискуссии ведутся в основном на уровне городских и областных историков.

Впрочем, по части жестокости в ту эпоху отличились многие, кто впоследствии потом сделал карьеру больших писателей и крупных государственных деятелей. В этнопарке есть дом, где жил Бажов. Дом сюда перенесли из центра города, когда возводили новые дома.

Дом Павла Бажова

Это лишь небольшая часть историй о выдающихся людях, которые хранят улицы Усть-Каменогорска. К счастью, в центре города сохранились старые кварталы и дома, помнящие этих замечательных и непростых людей.

Усть-Каменогорск. Старый дом

Фото: АПН, открытые источники

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter