По запасам угля Казахстан занимает восьмое место в мире. Так почему же каждый год наблюдаются нехватка и подорожание цен на уголь в Казахстане?!
В конце октября текущего года в столице проходил форум угольной промышленности Казахстана. На мероприятии было озвучено, что на сегодня угольная отрасль страны обеспечивает выработку порядка 70% электроэнергии, стопроцентную загрузку коксохимического производства, полностью удовлетворяет потребности в топливе коммунально-бытового сектора и населения страны.
В своем выступлении Руслан Баймишев отметил важным обеспечение углем внутреннего рынка, в том числе преимущественно население и коммунально-бытовой сектор.
«По итогам 9 месяцев 2021 года угледобывающими компаниями страны добыто 79,1 млн.тонн угля, что на 1,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — заверял вице-министр.
По словам Баймишева, уголь есть в достаточном количестве во всех пунктах реализации. Но складывается вопрос — почему тогда активно обсуждают дефицит угля в стране. Об этом пишет казахстанский журналист Асылбек Бисенбаев на странице в соцсети.
«Простой вопрос — почему произошел рост на уголь в стране? И почему данное несоответствие слов министра и реальной ситуации не обсуждается в парламенте, правительстве, Нур-Отане? Какие будут сделаны выводы, даже не спрашиваю… Создать дефицит угля при его гигантских запасах — это надо иметь несомненный талант!», — возмущается Бисенбаев.
Экономисты же связывают причину нехватки твердого топлива с дефицитом дизельного топлива. Они считают, что дефицит создается для того, чтобы завысить цены.
«Дефицита угля нет. Просто местные власти не могут правильно организовать продажу твердого топлива. Они все отдают на откуп частникам, пуская на самотек. Эта проблема повторяется из года в год. Возможно, проблема в КТЖ. То есть это системная проблема. Я не исключаю, что есть люди, которым выгоден весь этот бардак. Разница между ценами на разрезах и ценами конечных поставщиков очень большая», — считает политолог Даурен Абен.
Некоторые считают, что большинство угля уходит на экспорт.
«Большинство угля уходят на экспорт, нам мало остается. И также нефть. Для внутреннего рынка могли бы вообще не оставлять, но люди будут возмущаться», — делится мнением пользователь Жаке Айбат.