Чтобы в будущем всем детям хватило учебных мест, к строительству школ надо подключать частный бизнес и не перекрывать ему дорогу. А чтобы на местах поручения президента исполнялись лучше, надо выбирать не только сельских акимов, но также областных и районных.
В начале 2021 года президент Казахстана поручил построить 200 новых школ до конца года. Самое время подводить первые итоги. По состоянию на 1 октября освоение средств составило всего 56,3 млрд тенге (58%) при плане 96,6 млрд. Так, освоение по Северно-Казахстанской области составило 86%, по Жамбылской — 78%, а по городу Алматы — 75%.
Однако значительно ниже среднереспубликанского уровня цифры по Актюбинской (31%) и Мангыстауской (39%) областям. А по Атырауской области деньги и вовсе не освоены…
По словам политолога Марата Шибутова, такие действия — это саботаж на местах. И за такое нужно с позором снимать областных акимов и наказывать их заместителей.
— Не стоит забывать, что у нас есть как «хорошие» области, так и «плохие». Если взять Алматы, мы видим, что тут строится все по плану: 75% денег уже освоили. Должны были построить восемь школ и 17 пристроек. Насколько я знаю, все строится и будет готово. Хотя, возможно, и с небольшим опозданием. Я, как член общественного совета города Алматы, буду делать мониторинг.
То, что по Атырауской области ноль освоенных средств в октябре — это, я считаю, умудриться надо, чтобы провалить. Это просто демонстрирует неумение работать
Причем непрофессионализм характерен для всего акимата. Чтобы построить школу, надо сначала провести тендер, выбрать подрядчика, дать ему деньги и постоянно следить. Вся цепочка должна работать нормально, — говорит он.
Шибутов отмечает, что некоторые школы в Казахстане строятся частными инвесторами. И этот подход имеет свои преимущества.
Модель государственно-частного партнерства (ГЧП), по мнению Шибутова, идеальна для подобных проектов, но нуждается в расширении и совершенствовании.
По наблюдениям депутата Ирины Смирновой, сегодня в Казахстане немало бизнесменов, которые хотели бы построить школу и готовы вложить свои деньги. Хотя это не легкий и не быстроокупаемый бизнес.
— Ты вкладываешь деньги сегодня, а возвращать их государство будет восемь лет. И неизвестно, что будет — произойдет ли девальвация или еще что-то
Риски в договоре не прописаны, и тем не менее люди идут на это и просят дать им землю, но им ее зачастую не дают.
— У меня есть знакомая, бизнесвумен в Алматинской области, Кулянда Батырбекова. Она открыла частную школу в сельской местности. Поначалу я удивилась и сомневалась, будет ли там пользоваться спросом частное образование. Но в итоге в школе уже учится большое количество детей, а она построила еще одну школу, которая тоже заполнилась. Строит за счет льготных кредитов «Даму».
Сейчас люди просят ее построить школу еще в одном селе, но чиновники не дают там землю. Хотя имеют право выделить 3-4 гектара под школу. Выходит, она должна эту землю купить и строить за свои деньги. И только через восемь лет она может быть вернет вложенные средства
Думаю, частники с радостью строили бы намного чаще, если бы акиматы шли навстречу. Но чиновники и навстречу не идут, и сами не строят. Если выделенные деньги останутся, им могут разрешить их перенаправить на другие потребности. Может быть они ждут этого момента? — вопрошает Ирина Смирнова.
Говоря о грядущем строительстве государственных школ, Смирнова считает, что Министерство образования и науки качественно отработало вопросы необходимости школ в том или ином регионе и в том или ином месте.
— Я сама видела у них карту размещения тысячи школ, которые Касым-Жомарт Токаев поручил построить к концу 2025 года.
В ней определено, к примеру, не только то, что в Туркестанской области должны быть возведены 44 школы. Там конкретно указана улица и место, где должна быть построена отдельно взятая школа. Все сделано с учетом количества детей, там проживающих, и перегрузки в тех школах, которые находятся рядом
Подобное за все время сделано впервые. Ранее Минобразования неоднократно подвергалось критике за то, что иногда школы строили не там, где они нужны. К примеру, в селе с населением 160 человек школу могли построить на 1 200 учащихся, — рассказывает депутат.
То, что в некоторых регионах школы не строятся, несмотря на поручение и выделенные средства, говорит, по мнению Ирины Смирновой, об отсутствии интереса акима региона к ситуации со школами.
И чиновникам невдомек, что если президент сказал, что необходимо построить школы, значит этот вопрос не терпит отлагательства, так как эта необходимость очень серьезно изучается
— И это не говоря уже о демографической ситуации в стране. В прошлом году, к примеру, было рождено такое же количество детей, как в последний раз в 1987 году — порядка 425 тысяч.
В последующие годы цифра была меньше. И вот мы вышли на тот же рубеж, как и в советском Казахстане, хотя тогда населения было больше. В этом году предполагается, что на свет появятся 500 тысяч детей. Я опасаюсь, что к 2025 году миллион ребят не будут иметь учебного места. Исходя из этого, понятно, что школы надо строить. Однако
равнодушие к этому процессу, нежелание им заниматься приводит к тому, что средства не освоены
Занимаются другими вещами — бордюры перекладывают и так далее. Это абсолютное безразличие к детям и потребностям государства именно в образовании. Наверное, чиновников на местах интересуют какие-то другие вопросы, — предполагает депутат.
По убеждению Ирины Смирновой, нужно обязать региональных чиновников, чтобы они обучали своих детей в этих же школах, в своем регионе. Тогда чиновники будут лучше владеть ситуацией и больше включаться в процесс.
— Бывает, к примеру, школа рассчитана на 600 мест и называется двухсменной, а по факту в ней учатся две тысячи человек. На самом деле она, можно сказать, трехсменная, просто в две смены размещены больше детей.
Чтобы все это оценить, депутаты иногда ездят с проверкой по регионам. Иной раз аким даже не приглашает и не встречается — не хочет никого видеть и слышать. Он себя чувствует «царьком» на своей территории
и занимается только тем, что ему интересно. Хотя, если школа не построена, аким должен отправиться восвояси. Считаю, что надо выбирать не только сельских акимов, но также районных и областных. Именно областные акимы заведуют основной массой бюджетных средств. И они должны делегировать эти деньги, чтобы в районах и селах строились учебные заведения, — убеждена Смирнова.