Постановления главного санитарного врача не входят в систему законодательства Казахстана.
Постановление главного санитарного врача № 32 от 14 июля 2021 года, которое фактически запретило людям работать без вакцинации от ковида, наделало в обществе много шума. Особенно когда стало известно, что работодателей начнут штрафовать за непривитых работников с 10 августа. Буквально за пару дней до этого срока, когда стало понятно, что все работающее население страны физически не успеет исполнить веление Ерлана Киясова, введение санкций отодвинули до 1 сентября.
По словам алматинского адвоката Музаффара Бабаева, за месяц с небольшим к нему неоднократно обращались с жалобами на начавшиеся проверки. Постатейный расклад из действующего законодательства, запрещающий санкции, проверяющих отвадить не помог. И тогда адвокат запросил правовую оценку ситуации в Генеральной прокуратуре.
«По имеющейся информации, с 1 сентября текущего года проверки граждан на рабочих местах на предмет вакцинации от коронавируса не проводятся,» — говорится в ответе на адвокатский запрос заместителя начальника Службы по защите общественных интересов Генпрокуратуры Булата Мизанбаева. — «Оснований в законодательстве для таких проверок не предусмотрено.
Постановления Главного санитарного врача не входят в систему законодательства Республики Казахстан
В этой связи нет оснований и для наложения штрафов, и на работодателя, допустившего невакцинированного работника на рабочее место. Ответственность граждан за отсутствие вакцинации в законодательстве также не предусмотрена».
По информации Нацпалаты предпринимателей «Атамекен», в данный момент готовятся дополнения в нормативные документы. Ими предполагается узаконить проверки и штрафные санкции за допуск к работе невакцинированных работников по пункту 3 статьи 462 Кодекса об административных правонарушениях. А это, между прочим:
Адвокат Музаффар Бабаев подробнее рассказал о том, какую силу на самом деле имеют постановления санврачей.
— В связи с чем вы запросили информацию в Генеральной прокуратуре? К вам обращались за помощью по поводу проверок и штрафов?
— Обращались, и очень много. Был необходим мотивированный ответ конкретного государственного органа. Потому что ссылок на статьи действующего законодательства, как оказалось, было недостаточно.
Проверяющие органы, прикрываясь статусом мониторинговой группы и карантином, ссылаясь на постановление главного санитарного врача РК,
фактически получили возможность бесконтрольно и безнаказанно проверять бизнес
Практика показывает, что привлечение к административной ответственности предпринимателей за несоблюдение требований постановлений санитарных врачей вступает в противоречие с законодательством. К тому же является грубом нарушением закрепленных Конституцией гарантий свободы предпринимательской деятельности.
— И об этом санитарным врачам наверняка было известно и без правовой оценки со стороны Генпрокуратуры?
— Разумеется. Во-первых, в Законе «О правовых актах» приведен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, которые подлежат государственной регистрации в органах юстиции. И постановления главного государственного санитарного врача республики и его заместителя не соответствуют требованиям этого закона. Следовательно, не имеют государственной регистрации в органах юстиции.
Во-вторых, Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения предусмотрено право граждан на дачу информированного согласия или отказа на лечение и проведение других медицинских вмешательств. В том числе профилактических прививок.
В-третьих, статья 39 Конституции республики, на которую ссылается главный санитарный врач РК, прямо говорит о том, что
права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами
И лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Постановление главного санитарного врача не является «законом»
Ни он, ни министр здравоохранения не могут издавать сами по себе законы. Это функция парламента. И вступают в силу законы только после подписания президентом.
Таким образом, даже обязательные профилактические прививки являются добровольными. И могут проводиться только после получения информированного согласия прививаемого лица на проведение вакцинации.
Нет никакого законного нормативного правового акта, который бы принуждал или тем более завуалированно принуждал к вакцинации
В том числе такой силы нет и у постановлений о недопуске непривитых на рабочее место или на объекты питания, магазины и в другие общественные места.
Поэтому я запросил в Генеральной прокуратуре правовую оценку действиям проверяющих.
Проблема в том, что минздрав всегда начинает оперативно устранять недоработки, допущенные в его ведомственных документах
Проводить проверки с 1 сентября 2021 года, как было заявлено в постановлении главного санитарного врача, они на самом деле не могли. Так как в проверочных листах СЭС отсутствует до сих пор какое-либо требование о наличии прививок.
Таким образом, нет законных оснований привлекать к ответственности непривитых по статье 425 и по части 3 статьи 462 Кодекса об административных правонарушениях.
— Вроде бы в постановление сейчас вносятся дополнения, которые позволят проверять работодателей и их работников на наличие антиковидных прививок. Чего ждать?
— До 20 октября на публичном обсуждении находится внесение изменений и дополнений совместный приказ министра здравоохранения № 463 от 27 июня 2017 года и министра национальной экономики № 285 от 20 июля 2017 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поправками проверочные листы дополнят такими требованиями, как наличие:
Тем не менее, считаю, что возможные штрафы будут также незаконными
Так как фактически не соблюден и не соблюдается правильный алгоритм действий со страны главного санитарного врача республики.
— То есть одного лишь постановления недостаточно?
— Нет. Кодексом «О здоровье народа» определен этот алгоритм действий должностных лиц, контролирующих санэпидблагополучие населения:
Из этого следует, что до вынесения постановления главного государственного санитарного врача должна поступить жалоба в уполномоченный орган о нарушениях санитарных норм субъектом предпринимательства. Далее проводится проверка, составляется акт и выносится предписание. И только в случае неисполнения предписания издается индивидуальное, адресное постановление санитарного врача. И никак не иначе!
Однако на практике мы видим, что ни одно постановление санитарных врачей не имеет четко определенного круга лиц. И как правило, принимается без жалоб, актов проверок и предписаний
Отмечу, что в том же кодексе о здоровье народа перечислен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
Постановления главных государственных санитарных врачей в этот перечень не входят. Они являются актами индивидуального применения. И как я уже отметил, должны быть адресными.
— С 1 сентября наверняка были какие-то правовые последствия этого постановления. Попытки штрафовать работодателей, например.
— Были конечно. Неоднократно поступали жалобы от предпринимателей о том, что
проверки по соблюдению противоэпидемиологических мер вместо мониторинговых групп проводили сотрудники полиции. Что также незаконно
Поскольку не входят в их компетенцию и противоречат как Предпринимательскому кодексу, так и Кодексу «О здоровье народа».
Известно, что по протесту прокурора при проверке законности вынесенных постановлений по адмделам о привлечении к ответственности по фактам нарушения карантина
отменено 13 решений с прекращением производств
Генпрокуратура направляла в адрес минздрава и МВД разъяснения по порядку осуществления контроля за соблюдением карантинных мер. Однако на практике разъяснения не работали!
И сейчас, разрабатывая поправки в совместный приказ, госорганы фактически признали незаконность всех проверок и штрафных санкций в отношении бизнеса.