После 20 месяцев ожиданий, когда это закончится, становится все яснее, что вакцины, а следовательно и человечество этот вирус никогда не победят. Особенно учитывая стремительное появление новых штаммов.
Сейчас ситуация складывается так, что количество новых случаев коронавируса в целом остается на достаточно высоком уровне. Более того, в странах, где вакцинация достигла «желаемого уровня для достижения коллективного иммунитета», люди продолжают умирать от ковида. Даже вакцинированные.
В целом карта мира представляет собой условную шахматную доску. На каждой клетке различные ограничения, пограничная политика и мотивация для вакцинации. Но ежедневные глобальные подсчеты случаев заболевания и смертей примерно такие же, как и год назад.
То есть об окончательной победе над Covid с помощью ограничений и вакцинации речи уже не идет. Такие страны, как Австралия и Новая Зеландия, которые путем жесточайших ограничительных мер стремились не допустить распространение вируса, теперь намерены учиться жить с ним.
Сиднейские предприятия возобновили работу в понедельник после более чем 100-дневных мер изоляции, введенных австралийскими властями. Это произошло после того, как штат Новый Южный Уэльс достиг по вакцинации 70%. Причем в целом по стране полностью вакцину получили чуть более 50% австралийцев.
СЭС не вправе штрафовать работодателей за непривитых сотрудников — Генпрокуратура
«Мы начинаем выводить нацию из этой пандемии, но понимаем, что это может обернуться проблемой», — сказал на пресс-конференции премьер-министр Нового Южного Уэльса Доминик Перротте.
Он отметил, что в целом правительство страны готово к росту числа госпитализаций и числа случаев заболевания, но добавил:
«Нам нужно научиться жить вместе с вирусом».
Правительство Новой Зеландии в понедельник объявило, что перестанет уделять внимание полной ликвидации COVID-19. Вместо этого внедряет подход поэтапного смягчения ограничительных мер с учетом показателей вакцинации.
«С новыми штаммами невероятно трудно вернуться к нулю», — заявила премьер-министр страны Джасинда Ардерн во время пресс-конференции. — Но это нормально. Изоляция была важна, потому что у нас не было вакцин. Теперь они у нас есть. Но наша стратегия остается прежней. Пока случаи заболевания будут продолжаться, мы хотим контролировать вирус, искоренять случаи и предотвращать госпитализации. Но
с вакцинами у нас есть больше возможностей, как это делать»,
Отвечая на этот вопрос ВВС, Джереми Фаррара, ведущий мировой специалист по инфекционным заболеваниям, сказал, что скорее всего — как в Дании.
В отличие от Австралии и Новой Зеландии, Дания особо не зацикливалась на ограничительных мерах с самого начала пандемии. Более того, если правительство Новой Зеландии остро реагировало на единичные случаи заражения, Дания с начала 2021 года ослабляла изоляцию, не обращая внимания на вспышки заражений и сравнительно большое количество смертей.
Дания окончательно сняла ограничения прежде всего благодаря высокому уровню вакцинации (76% населения и 87% лиц старше 12 лет). Вирус все еще распространяется, каждый день умирают в среднем один-два датчанина. Но серьезные случаи относительно редки.
«Я думаю, этот вирус пришел навсегда», — сказал Фаррар, — «Мы не доберемся до нулевой смертности никогда».
Также он добавил, что с повышением естественного иммунитета населения, всеобщей вакцинацией, улучшенными тестами и лечением страны могут достичь точки, когда опасность коронавируса будет минимизирована.
«Дания показывает нам, что единственный способ избежать потрясений — это 100% вакцинация», — подчеркнул Фаррар
Приводя в пример Данию, Фаррар обращает внимание на то, что к желаемому результату привели более мягкие меры против распространения вируса, но более жесткий упор на вакцинацию. Сейчас в Дании наиболее низкие показатели летальности при наибольшем уровне вакцинации населения.
По мнению Феррара, вакцины по-прежнему служат своей основной цели — предотвращению тяжелых случаев и смертей. Однако, по его словам, «внутреннее давление в странах, вызванное в некоторой степени страхом, будет заключаться в вакцинации всех нас в третий, четвертый, пятый раз».
Резюмируя, Фаррар отметил, что как и в случае с автомобильными авариями, COVID-19 станет прискорбным фактом нашей жизни.
«Невозможно исключить смерти, но можно будет их ограничить. И это будет компромисс, который обществу придется принять», — сказал он.