Наряду с внедрением зеленых технологий у Казахстана должен быть надежный резервный источник генерации энергии.
В недалеком будущем в Казахстане может возникнуть дефицит электроэнергии. Это вынуждает власти искать новые источники базовой надежной генерации, помимо угольной. Один из вариантов — атомная энергетика. Поэтому, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в послании народу 1 сентября, поручил правительству изучить возможности развития атомной энергии в республике.
По словам Марата Кошумбаева, доктора технических наук и заслуженного энергетика Казахстана и СНГ, на сегодняшний день, 75% источников выработки энергии — это угольные и тепловые станции. А, так как Казахстан подписал Парижское соглашение, он обязан сократить выбросы углекислого газа на 15% к 2030 году. А к 2060 году — полностью перейти на углеродную нейтральность, в то время как весь мир собирается это сделать к 2050 году.
— Что значит сократить угольную генерацию, в понимании сегодняшней власти? Это значит намерение полностью закрыть угольные станции, заменив их на что-то другое. Например, на возобновляемые источники энергии
Это ветряные станции, солнечные панели, гидроресурсы, а также источники, использующие тепловую энергию земли и подземных вод. У нас потенциал ветро-, гидро- и солнечной энергетики очень хороший. На сегодняшний день, объем возобновляемой энергетики в Казахстане составляет около 3%. Это, в основном, «ветряки» и солнечные панели.
— Но дальнейшее развитие приостановлено тем, что энергия из таких источников — не постоянной выработки. Когда есть солнце и ветер — они работают, когда нет — перестают. В таком случае, нужны резервные источники выработки энергии.
И, если мы говорим о том, что закрываем угольные станции, то должны вместо них поставить какие-то другие
На сегодняшний день, человечество придумало газовые станции, в качестве резервных. Но у нас газа практически своего нет — его мало. Даже в Алматы уже 10 лет не могут перевести ТЭЦ на газ. Другой момент: при сжигании газа тоже вырабатывается CO-2. А еще, при переходе на газ сразу же повысятся тарифы для потребителей, что недопустимо, с социальной точки зрения, — говорит он.
Учитывая все эти моменты, было решено изучить вопрос внедрения атомной энергии. Атомные станции могут использоваться в качестве резерва, наряду с возобновляемыми источниками энергии.
— По количеству атомных станций в мире, первое место занимают США — у них их более 50. Тогда как во Франции — их 20, в Китае — 13, в России — 12. При этом,
американцы начали на исследование маломощных реакторов. И их эффективность превзошла все ожидания, в сравнении с мощными атомными станциями, в которых перегрузка топлива занимает длительное время и их приходится останавливать
Маломощные станции хороши тем, что их отключение не влияет на выработку основной электроэнергии. С другой стороны, их можно тиражировать и использовать в малых населенных пунктах. И не тягать энергию, как у нас, к примеру, из Экибастуза в Алматы, что приводит к немалым ее потерям. Маленькие реакторы — более безопасны и могут быть установлены в непосредственной близости с местами проживания людей.
Что касается атомных станций, которые предлагает Россия — это более устаревшие технологии, и они опасны. Мы помним Чернобыль, хотя были и другие аварии на территории Советского Союза, менее масштабные. Поэтому человеческий страх граждан Казахстана, в данном случае, вполне объясним. Тем более, у нас был Семипалатинский ядерный полигон, где испытывались атомные бомбы, — рассказывает энергетик.
По его мнению, Казахстан должен активно обучать студентов по вопросам атомной отрасли, в том числе, отправляя их за рубеж. Чтобы в стране появились свои специалисты. Также, должны выдаваться деньги на разработку новых интересных идей по атомным технологиям. Чтобы сформировалась технологическая база.
— Нужен комплексный подход. И только при таких условиях, мы через десять лет сможем создать хорошие собственные реакторы.
Немаловажно то, что Казахстан занимает первое место по добыче урана. Таким образом, внедрять то, что предлагают нам другие страны — это ни к чему, потому что мы будем зависеть от них всю жизнь,
— отмечает Кошумбаев.
Он также считает перспективным направлением водородную энергетику.
— Когда горит водород, образуется вода. Поэтому, это топливо является экологически чистым. Но, механизм получения водорода — не только опасный, но также сложный и грязный. Ведь для его получения используются угольные станции. К тому же, выработка энергии на основе водорода может осуществляться только на непостоянной основе, — замечает он.
Другой альтернативой, по словам ученого, могут стать усовершенствованные угольные технологии.
— У нас сложилось убеждение, что если мы сжигаем уголь, то это очень плохо, с точки зрения экологии. Остается углеродный след, выходят вредные газы. Но в мире уже есть новые технологии, позволяющие сжигать уголь без выбросов. А из отходов можно получать металлы — цинк, германий, галлий.
Таким образом, усовершенствованная технология не только дает возможность сократить CO2, но также и переработать отходы, которых, сегодня, у нас 300 млн тонн по всему Казахстану. Они очень опасны для человечества
Я считаю, что раз мы уж «сидим» на угольной генерации, которая составляет 75%, самый минимальный и менее затратный путь — это модернизация угольных станций. Это сделает их самодостаточными и практически безотходными. А генерация не упадет, а, наоборот, станет постоянной. И мы сможем развивать параллельно возобновляемые источники энергии, имея в резерве надежный инструмент, — заключает Марат Кошумбаев.