Реальные первопричины любого национализма — социальное неравенство и плохое госуправление.
Дело скандально известного блогера Куата Ахметова, организовавшего «языковые патрули» в Казахстане, продолжается. Появился новый блогер из Кокшетау — некий Адильжан Абдугали. Он также призывает записывать аналогичные видеоролики и бойкотировать магазины, в которых не могут обслужить на государственном языке.
Стоит отметить, что на Ахметова было заведено уголовное дело о разжигании национальной розни по 174 статье Уголовного кодекса РК. После этого он покинул Казахстан.
В свою очередь, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что с подобными провокаторами в Казахстане бороться будут беспощадно. Поэтому, по словам президента, нужно разработать системные меры по преодолению негативной тенденции. Это надо сделать в рамках развития регионов.
Но по мнению социолога Серика Бейсембаева, когда мы выделяем анклавы в качестве одной из основных причин межэтнического напряжения в стране, мы сильно упрощаем проблему. Как показывают исследования в других странах, да и в Казахстане, это далеко не первопричина. Прежде всего необходимо рассматривать социально-политический контекст.
— Расскажите, в чем заключаются глубинные проблемы, способствующие проявлению национализма в стране?
— Больше всего, на мой взгляд, влияет идеология этнического национализма, которая заложена у нас в определенных группах. Она подогревается проблемой неравенства. И вторая важная вещь — качество госуправления. Возникающие конфликты сопровождаются неэффективностью местной полиции, местных акимов, их коррумпированностью.
Можно понаблюдать за дискуссией в социальных сетях, и очень часто, когда люди винят другие этнические группы, параллельно выделяют коррумпированность местных органов власти
Что якобы она используется представителями других этнических групп. Не факт, что это так и есть, но люди в комментариях считают именно так. То есть агрессия в отношении власти выливается в агрессию в отношении этнических меньшинств. Когда возможности влиять на акима нет, зато представлен образ чужих в лице этнических меньшинств.
— Я несколько лет назад проводил исследование в Туркестанской области. Тогда были столкновения между казахами и представителями других узких этнических групп. Мы обнаружили, что недовольство властями являлось одним из ключевых факторов возникновения той ситуации. Поэтому когда мы говорим про анклавы и изолированность, мне кажется, мы уводим проблему немного в другую сторону.
Плюс ко всему это является проявлением виктимблейминга. То есть когда жертву обвиняют в том, что с ней произошло
В случае кордайских событий 2020 года, мы знаем, погибли люди, были подожжены дома, машины. Через призму этой трагедии разговоры о влиянии изолированности могут восприниматься на местах, мол, якобы дунгане сами виноваты в своем компактном проживании.
Я с этим не согласен. Нет исследований, которые подтверждали бы эту точку зрения. А само это утверждение может провоцировать новые конфликты в дальнейшем, что недопустимо. Но такая риторика появилась с первых дней конфликта, а теперь и президент озвучивает это с высоких трибун, хотя я бы с этим поспорил.
— Вы упомянули о проблеме неравенства. Как оно усиливает межэтническую напряженность?
— Когда мы говорим о неравенстве, прежде всего имеется в виду социально-экономическое неравенство в южных регионах, из-за дефицита земли и воды. И в целом присутствует высокая напряженность ввиду неблагополучной ситуации на рынке труда.
Эта напряженность склонна выливаться именно в межэтническую, потому что, как я уже упомянул, людям так проще найти виноватых. Есть такой момент: некоторые этнические общины склонны специализироваться на определенных видах деятельности. Например, дунгане занимаются сельским хозяйством в Жамбылской области. Так сложилось исторически, и это не означает, что кто-то более трудолюбив.
Но на обывательском уровне это может восприниматься так, что якобы дунгане завладели лучшими землями и имеют привилегированные условия для ведения сельского хозяйства. А это абсолютно не так.
И чтобы подобного не происходило, государству прежде всего нужно решать социально-экономические проблемы, особенно в религиозных регионах — Туркестанской, Алматинской и Жамбылской областях.
Дополняет эту ситуацию массовое убеждение в том, что есть титульная национальность, которая должна обладать бóльшим правом и статусом. А другие этнические группы почему-то должны стоять на ступеньку ниже.
Эта риторика также очень популярна и воспроизводится в социальных сетях. Причем не только на уровне обывателей, но и на уровне некоторых мажилисменов. К сожалению, такие разговоры создают основу для ущемления прав на местах. У людей складывается представление, что так и должно быть. Эти вещи также являются причиной возникающих конфликтов.
— «Языковые патрули» яркий тому пример?
— В том числе. Языковой вопрос является усугубляющим фактором разделения на своих и чужих по этническому признаку. Что касается последователей блогера Ахметова,
сейчас даже самые сумасшедшие идеи находят поддержку в социальных сетях
А тема этнического национализма, как я уже сказал, популярна и имеет своих сторонников в Казахстане, как и в любой другой стране.
Здесь важно, как государственные органы работают с этим. Как отвечают на подобные выпады. Нужно, чтобы представители госорганов и лица, имеющие большую аудиторию, производили альтернативную риторику
Но у властей это не совсем получается. Потому что есть «ловушка», связанная с тем, что существует понятие государствообразующего этноса. Как только эта идеология была озвучена, от нее уже стало сложно отказаться. Она создает основу для разделения на своих и чужих по этническому признаку.
Нам надо формировать инклюзивное общество с идеологией, что все граждане равны перед законом и должны понимать друг друга вне зависимости от этнического происхождения. Это поможет преодолеть культурные и языковые барьеры и исключит основу, когда определенную этническую группу можно обвинить в недопустимом поведении или действиях.