Как пишет Malim.kz, встреча официальной делегации Казахстана с талибами в Кабуле вызвала неоднозначную реакцию со стороны пользователей соцсети.
Акорда в официальном сообщении о встрече в Кабуле, не употребляя слов «талибы» и «талибан», называла их «представителями нынешней администрации Афганистана». Пользователи соцсетей раскритиковали казахстанских чиновников за эту встречу. Мол, талибы пришли к власти незаконно.
Правильно ли нашим властям вести переговоры с представителями запрещенной в стране организации? С таким вопросом портал обратился к экспертам.
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев отметил, что поскольку талибы теперь представляют нынешнюю официальную власть в Афганистане, не стоит удивляться, что Казахстан отправился в Кабул на переговоры.
«Талибы пришли к власти. Это должно быть признано нами и миром. Соседняя Россия тоже проводит с ними встречу. В Афганистане остались посольства других стран. У Казахстана есть ряд соглашений с бывшим правительством, бежавшим из страны.
Майнер KEGOCу не товарищ: Казахстан ужесточает энергетическую политику
И эти соглашения не зависят от политических отношений. Например, Афганистан закупает от нас пшеницу и муку, это направление экспорта необходимо сохранить. Поэтому подобные переговоры — это нормально», — сказал Казбек Бейсебаев.
По мнению эксперта, Казахстан и другие государства, скорее всего, изменят позицию в отношении талибов для продолжения отношений с Афганистаном.
«Переговоры официального представителя с выездом в Кабул следует понимать как признание власти в Афганистане. Следующий шаг — исключение «Талибана» из списка террористических организаций», — сказал бывший дипломат.
Директор Международного бюро по правам человека в Казахстане Евгений Жовтис считает, что «там, где есть политика, право уходит на второй план».
«Когда политические интересы остаются не только в диктатуре и авторитарных режимах, но и в демократических режимах, права человека откладываются на потом. Трамп, будучи президентом США, вел секретные, а теперь и открытые переговоры с талибами, которые находились в списке террористических организаций.
Поэтому нынешняя политическая ситуация такова, что они пришли к власти во второй раз. Очевидно, что власти Казахстана будут вести с ними переговоры в интересах нашей страны», — сказал Жовтис.
Школа, которую построил RAMS, разваливается на глазах
Правозащитник утверждает, что поскольку «Талибан» находится в списке запрещенных организаций, власти не могут открыто писать в официальных сообщениях именно «Талибан». Потому используют фразу «нынешняя администрация Афганистана».
«Если власти хотят вести переговоры, они должны исключить талибов из рядов террористических организаций В противном случае в стране будут судить активистов, принимавших участие в работе организаций, признанных экстремистскими. Например, партия «Көше», ДВК. При этом сами власти будут вести переговоры с террористами. Это когнитивный диссонанс», — сказал Евгений Жовтис.
С другой стороны, эксперт считает, что переговоры с талибами очень важны.
«Хотя у нас нет общих границ с Афганистаном, с этой страной граничат наши соседи. Когда к власти приходит террористическая организация, пропагандирующая радикальный религиозный экстремизм, наша цель не дать этой идеологии проникнуть в страну.
Поэтому важно, чтобы правительство сохраняло нейтралитет и вело переговоры. Это разумный шаг в плане сохранения стабильности и национальной безопасности в Казахстане», — считает Евгений Жовтис.