Депутат мажилиса Серик Ерубаев попросил министра энергетики Магзума Мирзагалиева ответить на несколько неудобных вопросов, пишет Skifnews.kz.
Ерубаев отметил, что в последние дни в разных регионах проходят акции протеста водителей и предпринимателей. Их возмущает дефицит дизтоплива и резкий скачок цен.
Так, цена на дизель выросла со 189 до 240-285 тенге за литр. В народе это вызывает вопрос, не является ли рост цен искусственным? Не секрет, что от стоимости нефтепродуктов зависят все отрасли экономики. Подорожание дизельного топлива снизит конкурентоспособность предпринимателей», — сказал Серик Ерубаев.
https://365info.kz/2021/10/ekonomika-kazahstana-ozhivaet-no-obestsenivaniya-tenge-ne-izbezhat-ekonomist
Он также отметил, что ежегодный сезонный дефицит ГСМ вызывает подозрение.
«Наши НПЗ традиционно останавливаются на ремонт именно в период весенне-полевых сельхозработ и уборки урожая. С тех пор как в Казахстане начался рост населения, увеличение транспортных перевозок и активизация экономики, стала очевидной нехватка производственных мощностей действующих НПЗ.
Тогда активно обсуждался вопрос строительства четвертого завода. Вместо этого была запланирована модернизация существующих. Но время показало, что после модернизации производственных мощностей все равно недостаточно», — посетовал депутат.
По его словам, даже в тех государствах, где нет углеводородного сырья, идет производство биодизеля.
«А мы, будучи экспортером нефти, вынуждены импортировать нефтепродукты. К сожалению, министерство на своем уровне признает, что отечественный дизель не может обеспечить потребности внутреннего рынка. В этой связи на первый план выходит вопрос создания дополнительных мощностей по переработке нефти. А если дополнительно развивать еще нефтедобычу, мы могли бы стать государством-экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов», — считает Серик Ерубаев.
https://365info.kz/2021/10/numerolog-predskazala-chto-cherez-pyat-let-my-budem-zhit-bogato-obzor-kazsmi
В качестве путей решения ситуации депутат предложил перестать надеяться только на НПЗ с государственным участием. Необходимо оказывать всестороннюю поддержку частным предпринимателям.
«Такие проекты есть, но без должной поддержки они не могут выйти на необходимый уровень развития. Кроме того, в создании дефицита дизельного топлива и его удорожания есть факты картельного сговора. Поэтому необходимо разобраться, насколько нынешний скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией и насколько — результатом незаконных действий монополистов», — заключил депутат.