Три недели в окрестностях Лисаковска работала группа местных археологов, а также специалистов из Алматы и Караганды.
Искатели древности исследовали Новоильиновский могильник, передает Qostanai.media. Он был открыт 10 лет назад, и археологи по сей день находят там новые захоронения.
Заведовала процессом раскопок научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при КарГУ им. Букетова и куратор Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья Эмма Усманова. Она призналась, что все это время пришлось работать в очень тяжелых условиях: стояла очень жаркая погода, солнце палило как в пустыне. Археологи спасались от зноя в небольшом самодельном домике, запасами воды и сладкими арбузами. За предоставленный провиант Эмма Радиковна благодарит предпринимателей и местных жителей.
Эмма Радиковна рассказала, что Новоильиновский могильник носит поистине транскультурный характер: там встречаются памятники и эпохи бронзы, и железа, и более поздних вплоть до современности. Когда-то андроновцы выбрали это место для погребения, а вслед за ними последовали их потомки, сарматы.
– Удивительно, как сарматы не потревожили андроновское поле, построив свой курган. Как они это все чувствовали и понимали пространство! – делится впечатлениями Усманова. – Мы раскопали курган сарматского времени, который относится к 3-2 в.в до н.э. Это примерная датировка, сейчас мы будем работать с ней углубленно.
Чем интересен «вскрытый» археологами в июле 2021 года некрополь? Во-первых, там было найдено захоронение женщины и девочки лет 10. Во-вторых, видна разница между могильниками андроновцев и сарматов: у последних он более закрытый, чтобы сохранить содержимое тайника от чужих глаз.
В погребении женщины нашли пряслице, поэтому условно назвали ее ткачихой. Поразительно, но около 5 лет назад в этом же могильнике была обнаружена и андроновская ткачиха: при ней были вязальный крючок и приспособление для шитья. Выходит, две ткачихи, между которыми тысячи лет, встретились в одном месте.
– В детском погребении мы нашли выкладку из суглинка, сделанную в виде человека. Но мы не смогли взять ее монолитом, потому что суглинок очень хрупкий, он развалился, но хорошо все зафиксировали, – отмечает археолог. – Также мы нашли сосуд-пришелец, который попал к нам с берегов Сырдарьи. Ручка имеет кошачью форму, сам сосуд дважды ремонтировался. Значит, его берегли, и он имел ценность! Для нас такие находки дороже золота. То, что его положили в могилу к девочке, говорит о многом. Это погребение редкое, со среднеазиатским влиянием.
Еще археологи нашли хорошо сохранившиеся горшки и бусину из кальцита. Все это пополнит коллекцию в Лисаковского музея.
– Бусина отливает перламутром, ромбовидная. Она тоже не местная, а с берегов Сырдарьи, – подчеркивает археолог. – Это Кызылординская область, Жетыасарское погребение, туда сарматы уходили зимовать. Именно по таким деталям строится концепция, кто куда и откуда выходил. Не нужно думать, что наши предки осели в одном месте и все. Они были очень мобильны. Не случайно здесь, на костанайщине, мы находим следы разных племен. Это транскультурная территория, это проходные ворота.
Сокровищ вроде золота археологи не нашли, но все возможно. Исследователи пока не «прокопали» до конца и не знают, что находится в подошве кургана.
Так как в некрополе нашли костяк, скоро можно будет узнать интересные подробности: когда умерли сарматы из кургана, сколько им было лет, какими болезнями они страдали, откуда пришли, кто были их предки и т.д.
Экспедиция проходила в рамках 4-го международного фестиваля древних технологий и культурных коммуникаций Desht-Thor имени Тура Хейердала. В этом году, как и в предыдущем, он состоялся онлайн и объединил любителей древности из 15 стран мира, в том числе из России, Украины, Норвегии, Азербайждана, США, Испании… Ключевой темой фестиваля стали путешествия.