Федеральная служба безопасности России (ФСБ) рассекретила документы о том, что как японские спецслужбы испытывали биологическое оружие на гражданах СССР в годы Второй мировой войны.
В 1930-1945 годах в плен к японцам попали несколько тысяч советских граждан, передает РБК. Многих из тех, кто оказался в Маньчжурии, отправили в концлагерь «Хогоин» («Приют») в районе Харбина.
Пленных, которых не смогли под пытками заставить работать против СССР, в 1945 году поместили в специальный отряд 731-й Квантунской армии. В этом отряде над людьми проводили опыты, заражая их различными бактериями — чумы, сибирской язвы, холеры и тифа.
Среди рассекреченных документов опубликованы допросы начальника концлагеря «Хогоин» Иосио Иидзимы и его заместителя Кендзи Ямагиси. По словам Иидзимы, лагерь был рассчитан на 150 человек, в нем содержались только русские мужчины, в том числе советские летчики, которые случайно приземлились в Маньчжурии, и гражданские, захваченные японцами на границе.
По словам начальника концлагеря, 731-й отряд изучал действие смертоносных бактерий на организм человека, и для опытов ему требовались «живые люди».
В свою очередь Ямагиси рассказал на допросе, что на пленных испытывали «новые химические отравляющие вещества и бактериологические средства». По словам Ямагиси, он лично отправил на смерть около 40 человек.
В середине августа ФСБ опубликовала архивные материалы, из которых следует, что Япония в 1944 году планировала применить бактериологическую бомбу. Ее назвали в честь японского микробиолога, генерал-лейтенанта Сиро Исии, который руководил отрядом № 731 Квантунской армии. Из рассекреченных документов следует, что у этой бомбы был керамический корпус, начиненный чумными блохами. Она должна была взорваться на высоте 50–100 м, что обеспечило бы максимально широкое заражение местности.