К чему может привести такое неравенство?
Разрыв в уровне знаний между сельскими и городскими школьниками характерен не только для Казахстана. Но чем государство более развито, тем этот разрыв меньше.
В нашей стране разница довольно велика, и сельские выпускники оказываются в худшем положении, чем городские. Это плохо сказывается и на жизни страны.
Эксперты информационного-аналитического центра IAC подготовили исследование о причинах и факторах влияния этого явления.
Проблеме разрыва в уровне городского и сельского образования уделяют особое внимание по двум ключевым причинам.
1. Этический характер проблемы. Три четверти всех школ расположены в сельской местности, в них обучаются 45% учащихся.
— Хроническое отставание сельских школьников замедляет темпы развития всей системы образования, существенно снижает шансы сельских учеников на успешное обучение и карьеру в будущем. К примеру, исследование влияния места проживания на доступ к высшему образованию показывает, что
в большинстве развивающихся стран выпускники сельских школ находятся в более неблагоприятном положении, чем их городские сверстники
В основном из-за низких академических достижений на более ранних этапах обучения, — говорится в докладе.
2. Последствия для благополучия страны. Страны, в которых минимизирован разрыв между сельскими и городскими школами, более успешны в экономическом развитии.
По состоянию на июль 2021 года в Казахстане работают 5 194 сельских школ — 75% от общего количества дневных государственных школ (6 957). Учатся в них 1,5 млн детей (45% от общего количества), работают чуть более 180 тыс. учителей (58% от общего количества).
В сельских школах 66% учителей — женщины. В городах — целых 85%.
Больше молодых учителей в возрасте до 25 лет работают в городах. В течение последних 5 лет этот показатель составляет 9% от общего количества. В сельской местности за этот же период показатель сократился с 8% до 7%.
Доля учителей старше 59 лет и пенсионного возраста в городских школах выше. Так, в 2021 году в городе 9%, в селе – 5%.
По стажу работы учителя в городских и сельских школах распределяются равномерно. С 2017 в среднем доля учителей со стажем работы свыше 16 лет в городе составила 47%, в селе – 42%. На долю преподавателей со стажем до 5 лет пришлось 25% и 28% в городе и селе соответственно.
Но в 2020–2021 в сельской местности доля таковых стала на 6% выше (38%) по сравнению с городской местностью (32%). Зато учителей со стажем свыше 16 лет за этот же период в сельской местности стало на 6% (35%) меньше, чем в городе (41%).
В городе немного больше педагогов с высшим образованием (92% против 90%). Зато в сельских школах на 3% больше специалистов с техническим и профессиональным образованием.
В сравнении с сельскими коллегами в городских школах больше учителей с высокой квалификацией. На протяжении последних пяти лет доля учителей с высшей категорией в городе составляет 11%. В сельских школах таковых только 8%. Также в городе больше учителей со статусом «педагог-исследователь» и «педагог-мастер».
У сельских школ значительно слабее инфраструктура и больше школ в аварийном состоянии (25 против 11 в городах). Вместе с тем авторы отметили существенное снижение общей численности аварийных школ за последние пять лет.
— По сравнению с городскими школами, которые подключены в основном к центральному отоплению,
сельские школы в основном используют отопление на твердом (51,4%) и газовом топливе (19,4%)
При этом за последние пять лет наблюдается тенденция увеличения количества сельских школ, подключенных к центральному отоплению, и сокращения использующих твердое топливо, — отметили авторы.
За последние пять лет выросла доля трехсменных школ в городской местности с 3% (в 2017) до 5% (в 2021), а в сельской местности с 1% до 2%. При этом доля школ, функционирующих в одну и две смены, в городе остается стабильной: в 2021 году это 13% и 83% соответственно. В свою очередь в сельской местности сократилась сеть односменных школ на 6% (2021 – 29%). Доля двухсменных увеличилась на 5%.
В два раза больше городских школ (90%) имеют доступ к высокоскоростному интернету (выше 7 Мбит/с) в сравнении с сельскими (45%). Однако в целом в 2021 году к интернету подключены 100% казахстанских городских школ и 99% сельских.
Количество учащихся на один компьютер в 2021 году как в сельских школах, так и в городских — 6 человек. При этом за пять лет показатель в городской местности снизился почти в два раза.
— Таким образом, можно заключить, что согласно официальным данным НОБД (национальная образовательная база данных — прим.),
сельские школы не по всем показателям находятся в более неблагоприятном положении, чем городские школы
В то же время, как отмечается в следующих разделах, директора сельских школ чаще отмечают нехватку и недостаточное качество школьных ресурсов по сравнению с директорами городских школ, — пишут авторы.
Продолжение следует