Один из критериев прогрессивного развития страны – сохранение общественного мира и согласия.
По словам доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН Украины, вице-президента НАН Украины, директора Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины Олега Рафальского, эти две вещи являются теми факторами, которыми обеспечивается сама возможность оптимистически оценивать национальные перспективы и уверенно планировать курс государственного строительства.
Профессор Рафальский подчеркнул, что
мир и согласие стали прочной реальностью лишь в некоторых постсоветских странах.
Одна из них – Республика Казахстан, к опыту которой следует внимательно присмотреться.
«Казахстан от Украины географически далек, но при этом духовно близок. В обеих странах формирование титульных наций происходило в условиях отсутствия своей государственности или в ее квазигосударственных формах. В обеих странах мечта к национальной свободе была рождена поэтическим творчеством: в Украине – Тараса Шевченко, в Казахстане – Абая Кунанбаева. Народы обеих стран на себе познали те последствия, которые несет отсутствие государственности: голодоморы, деэтнизацию, репрессии против носителей национальной идеи, хозяйственную гигантоманию с ужасающими последствиями для экологии и т. д.», — пишет Олег Рафальский.
Он подчеркнул, что пребывание казахского и украинского автохтонных этносов в разных культурных пространствах не оказалось непреодолимым барьером для непосредственных межэтнических контактов.
«Некоторые тюркские группы инкорпорировались в Киевскую Русь в качестве защитников ее южных рубежей, а потом становились частью нового военного сословия – казаков. Само это слово, означающее в тюркских языках «свободный человек», практически тождественно этнониму «казах», который несет тот же самый семантический смысл.
Есть много других следов тюркского наследия в украинском языке и культуре. Достаточно прочитать труд современного казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «АЗ и Я», содержащий этимологический и семантический анализ лексики «Слово о полку Игореве».
Казахстан расположен на ином перекрестке – Центрально-Азиатском. Здесь тоже формировалось многоэтничное сообщество – за счет русских, украинских и других переселенцев, многие из которых были жертвами политических репрессий, различных этнических групп из Центральной Азии и Сибири», — пишет профессор.
Он добавляет, что
история Казахстана – это и история казахстанских украинцев
Они прибывали в Казахстан в несколько этапов. Принято считать, что украинцы появились там как целинники, но и до этого были волны притока.
Украинцы внесли в жизнь казахстанского общества значительный вклад и стали активными участниками его индустриального и аграрного развития
«Многие казахстанцы с помощью Украины получили путевку в жизнь в советское время. Знаково, что первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев окончил училище в Днепродзержинске (сейчас Каменское), получил специальность горнового, что привело к его знаменитой проходной, открывшей дорогу в жизнь», — пишет Олег Рафальский.
Он добавляет, что многоэтничность и мультикультурность любой страны – двойственный фактор, который может стимулировать и взаимное культурное обогащение, и межэтнический конфликт. Особенно опасна, по словам профессора, ситуация перехода от безгосударственности к государственности.
«И в Украине, и в Казахстане она сопровождалась опасениями, что может утвердиться этнический национализм автохтонных титульных народов, которые начнут использовать свой численный перевес для дискриминации меньшинств, создания для себя экономических, политических и социальных привилегий.
Случись такое – и в обеих странах вспыхнул бы общественный конфликт
Даже сами предположения такого рода провоцировали брожения в общественных настроениях. Казахстан и Украина избежали этой опасности, став на путь национального строительства на принципах гражданской принадлежности. То есть формирования полиэтнической нации при сохранении интегрирующей роли титульных этносов», — пишет Олег Рафальский.
Он подчеркивает, что Казахстан с достоинством вышел из непростой ситуации демократического транзита и внедрил модель общественного народного согласования стратегии развития страны на основе интересов, общих для всей нации.
Инициатором и автором этой модели явился первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Его политический опыт и мудрость определили последовательность тех шагов, которые позволили стране избежать конфликта и раскола. Смысл этих шагов состоял в утверждении в общественном сознании понимания ключевых национальных интересов.
По словам Рафальского
Важным фактором национального единства казахстанцев стало формирование в соответствии с президентским видением внешнеполитического курса, нацеленного на защиту интересов страны на международной арене
Прежде всего был создан институциональный каркас системы региональной безопасности, в том числе вхождением Казахстана в Шанхайскую организацию сотрудничества, в Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Казахстан был председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году, Организации исламской конференции в 2011 году (ныне Организация Исламского сотрудничества), непостоянным членом Совбеза ООН 2017–2018 гг. Создано Казахстанское международное агентство оказания помощи KazAID.
«При этом стратегическим направлением было определено проевропейское и в целом прозападное, в том числе курс на утверждение демократии с заимствованием западного опыта.
Нурсултан Назарбаев трезво оценил расхождение между западной ориентацией и рудиментами традиционных национальных ценностей
Была создана специальная программа «Болашак», по которой свыше 15 тыс. молодых людей из семей с разным достатком получили возможность обучаться за рубежом. Благодаря знанию иностранных языков и образованию многие получили возможность работать в международных организациях. Территория Казахстана стала частью всемирного торгового пути от Южно-Китайского моря до Нормандии», — пишет профессор.
Он добавляет, что успех казахстанской формулы общественного согласия во многом определен избранной по достижении независимости президенско-парламентской моделью, в которой президентская вертикаль выступает в качестве фактора, стимулирующего ускоренную политическую модернизацию.
«Хозяйственные и структурные преобразования Казахстана подтверждают, что экономический успех страны во многом определяется эффективностью ее политических и управленческих институтов. Благодаря им страна сумела успешно реализовать программы своего развития.
Первая, принятая еще в 1997 г., была ориентирована до 2030 г. Когда она принималась, мало кто верил, что ее удастся осуществить в стране, находившейся на задворках советского хозяйственного комплекса. Но уже в 2006 г. она вошла в число 50-ти конкурентоспособных стран мира по оценке Всемирного экономического форума.
Новая цель – к 2050 г. войти в число 30-ти развитых стран мира, т. е. фактически войти в клуб стран Организации экономического сотрудничества и развития – самых богатых и развитых.
В развитие этой стратегии правительством был принят комплекс программ, касающихся повышения уровня индустриально-инновационных технологий, образования, здравоохранения. Среди них выделятся программа «Нурлы Жол». Главная ее задумка – соединить регионы со столицей и крупными городами по лучевому принципу, для чего завершается строительство соответствующей сети автомобильных дорог», — пишет Олег Рафальский.
По мнению профессора, наибольшие сложности ожидали Казахстан и его первого президента в сфере межэтнических отношений. Авторитет и влияние Нурсултана Назарбаева позволили добиться согласия всего населения страны, что консолидирующая, государствообразующая роль будет отведена автохтонному казахскому этносу. То есть полиэтническая казахстанская нация будет нацией этноядерного типа.
«Вторая сложность, которую преодолевает Казахстан, – это решение языкового вопроса
Следует отметить, что для страны его решение усложнялось полной несхожестью казахского и русского языков, когда русский при этом является средством личного и делового общения для значительной части населения.
С одной стороны, принадлежность казахского и русского языков к разным языковым семьям в какой-то мере оберегает «чистоту» каждого из них. С другой стороны, это же обстоятельство создает сложности делового общения, особенно в системе государственного управления.
Первый президент пошел на трудный шаг – в ситуации, которая требовала возрождения и развития казахского языка, он настоял, чтобы наряду с ним государственным языком (языком межнационального общения — прим. ред.) был утвержден и русский», — пишет Рафальский.
Он подчеркивает, что
опасность раскола страны по языковой линии последовательно устраняется мерами по развитию сети курсов по изучению казахского языка,
совершенствованию методики его преподавания и т. д. Казахстан предложил и свою организационную модель достижения межэтнического согласия в виде Ассамблеи народа Казахстана, успешно действующей в течение последних 25-ти лет.
«Известно, что успехи народа определяются мудростью его руководителей. С другой стороны, пребывание при власти мудрых определяется мудростью народа
Оставляя добровольно в 2019 г. свой пост, подводя итоги своего почти 30-летнего правления, Нурсултан Назарбаев мог уверенно считать, что народ не ошибся в его мудрости, как и он не ошибся в мудрости своего народа. Будущее страны проистекает из его прошлого. Хочется верить, что будущее Казахстана будет достойным трудам, затраченных теми, кто стоял у потоков его независимости», — пишет в заключение доктор исторических наук Олег Рафальский.