Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

Как пандемия и «дистанционка» ударили по школьникам — эксперты

340
Фото: «АиФ»

Еще в 2020 году Всемирный Банк заявил, что пандемия снизит результаты казахстанских школьников. А доля «функционально неграмотных учащихся», наоборот, увеличится. Хуже всех придется ученикам, которые и до коронакризиса были в категории уязвимых, но и школьников из обеспеченных семей проблема не обойдет стороной.

Эксперты информационно-аналитического центра IAC оценили текущую ситуацию в отечественном образовании. И выводы не очень утешительные. 

Окончание. Читайте также первую часть.

Экономический статус важнее места жительства

Согласно исследованию PISA-2018 (Programme for international student assessment – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — прим.), в Казахстане с

37% сельских школьников воспитываются в семьях с низким СЭС (социально-экономический статус)

по сравнению с 23% городских. Кроме того, в рамках исследования ICILS-2018 две трети (68%) сельских директоров ответили, что более половины учащихся из экономически уязвимых семей (по сравнению с 64% городских).

Авторы исследования полагают, что у нас на результаты больше влияет СЭС, чем место проживания. В среднем городской ученик четвертого класса с высоким СЭС на 58 баллов

опережает одноклассников с низким СЭС по математике и на 92 балла по естествознанию

В селе эта разница составляет 43 и 41 балл соответственно.

В городской местности восьмиклассник с высоким СЭС по математике опережает сверстника с низким на 64 балла. А по естествознанию на целых 71.

В селе эта разница составляет 60 и 37 баллов соответственно. При этом ученик четвертого класса сельской школы из семьи с высоким уровнем ресурсов на 26 баллов опережает по математике городского ровесника из семьи с низким уровнем ресурсов.

У сельских школ есть и свои преимущества

Согласно данным PISA-2018, в Казахстане дошкольную подготовку получили 46% сельских и 62% городских школьников. Разница в результатах между посещавшими и не посещавшими дошкольные организации варьируется от 13 до 15 баллов в пользу первых. Кроме того,

те, кто занимался более трех лет, набирают на 20 баллов больше по читательской грамотности

по сравнению с теми, кто там не был.

В 2019-2020 учебном году городские школьники на 7% чаще посещали организации по дополнительному образованию. Им были охвачены 634 680 городских учеников (34%) и 394 216 сельских (27%).

— В Казахстане снижение неравенства в доступе к качественному образованию и вытекающего разрыва в качестве знаний между городскими и сельскими детьми является важным условием повышения качества образования страны в целом. Устойчивое развитие человеческого капитала страны

невозможно при значительном отставании большой доли населения по функциональной грамотности,

— утверждают авторы.

В числе дополнительных факторов, влияющих на результаты учеников сельских школ, эксперты ОЭСР называют:

  • ограниченный выбор школ, программ и внешкольных мероприятий
  • низкую подготовленность учителей к преподаванию в условиях сельской школы
  • неразвитое школьное лидерство в сельских школах
  • недостаточный уровень оснащенности ИКТ технологиями

Однако авторы упомянули, что у сельских школ есть и преимущества, которые можно и нужно использовать. В их числе возможность тесного взаимодействия школы и сельского сообщества,

более высокий уровень безопасности сельских школ в силу специфики села в целом

Серьезный удар нанесла «дистанционка»

— Пандемия, спровоцировавшая целый ряд непредвиденных изменений в образе жизни людей по всему миру, внесла огромные перемены и в работу системы образования. Одномоментный переход на дистанционку повлек за собой как риски в качестве усвоения учебного материала,

так и тревожные прогнозы более долгосрочных негативных последствий в виде экономических потерь,

— пишут эксперты.

Еще в 2020 году аналитики ВБ предсказали снижение из-за пандемии результатов казахстанских обучающихся в PISA на 8 баллов. А также увеличение доли функционально неграмотных учащихся на 3%. При этом наибольшие потери понесут дети, относившиеся к категории «уязвимых» до пандемии. Как правило, из семей с низким СЭС.

Для учеников из обеспеченных семей Всемирный Банк по окончанию пандемии прогнозирует

снижение читательской грамотности в PISA на 14 баллов, а для менее обеспеченных – на 18

У нас наибольшая доля социально уязвимых учеников проживает в сельской местности. Таким образом, срабатывают специфические ограничивающие факторы сельской местности. Среди них слабая инфраструктура школ, нехватка ИКТ-оборудования и так далее.

— Критически важно рассматривать сельские школы

не как проблему, а как важную часть всей системы образования, требующую глубокого изучения

В этой связи в казахстанском контексте весьма актуальны исследования как факторов, влияющих на отставание сельских школьников, так и разработка стратегий по их преодолению. Что подразумевает сотрудничество экспертного сообщества, независимых исследователей и государственных органов, — полагают авторы.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter