Аналитики предсказывают дальнейшее снижение результатов обучения, особенно у «социально уязвимых».
Еще в 2020 году Всемирный Банк заявил, что пандемия снизит результаты казахстанских школьников. А доля «функционально неграмотных учащихся», наоборот, увеличится. Хуже всех придется ученикам, которые и до коронакризиса были в категории уязвимых, но и школьников из обеспеченных семей проблема не обойдет стороной.
Эксперты информационно-аналитического центра IAC оценили текущую ситуацию в отечественном образовании. И выводы не очень утешительные.
Окончание. Читайте также первую часть.
Согласно исследованию PISA-2018 (Programme for international student assessment – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — прим.), в Казахстане с
37% сельских школьников воспитываются в семьях с низким СЭС (социально-экономический статус)
по сравнению с 23% городских. Кроме того, в рамках исследования ICILS-2018 две трети (68%) сельских директоров ответили, что более половины учащихся из экономически уязвимых семей (по сравнению с 64% городских).
Авторы исследования полагают, что у нас на результаты больше влияет СЭС, чем место проживания. В среднем городской ученик четвертого класса с высоким СЭС на 58 баллов
опережает одноклассников с низким СЭС по математике и на 92 балла по естествознанию
В селе эта разница составляет 43 и 41 балл соответственно.
В городской местности восьмиклассник с высоким СЭС по математике опережает сверстника с низким на 64 балла. А по естествознанию на целых 71.
В селе эта разница составляет 60 и 37 баллов соответственно. При этом ученик четвертого класса сельской школы из семьи с высоким уровнем ресурсов на 26 баллов опережает по математике городского ровесника из семьи с низким уровнем ресурсов.
Согласно данным PISA-2018, в Казахстане дошкольную подготовку получили 46% сельских и 62% городских школьников. Разница в результатах между посещавшими и не посещавшими дошкольные организации варьируется от 13 до 15 баллов в пользу первых. Кроме того,
те, кто занимался более трех лет, набирают на 20 баллов больше по читательской грамотности
по сравнению с теми, кто там не был.
В 2019-2020 учебном году городские школьники на 7% чаще посещали организации по дополнительному образованию. Им были охвачены 634 680 городских учеников (34%) и 394 216 сельских (27%).
— В Казахстане снижение неравенства в доступе к качественному образованию и вытекающего разрыва в качестве знаний между городскими и сельскими детьми является важным условием повышения качества образования страны в целом. Устойчивое развитие человеческого капитала страны
невозможно при значительном отставании большой доли населения по функциональной грамотности,
— утверждают авторы.
В числе дополнительных факторов, влияющих на результаты учеников сельских школ, эксперты ОЭСР называют:
Однако авторы упомянули, что у сельских школ есть и преимущества, которые можно и нужно использовать. В их числе возможность тесного взаимодействия школы и сельского сообщества,
более высокий уровень безопасности сельских школ в силу специфики села в целом
— Пандемия, спровоцировавшая целый ряд непредвиденных изменений в образе жизни людей по всему миру, внесла огромные перемены и в работу системы образования. Одномоментный переход на дистанционку повлек за собой как риски в качестве усвоения учебного материала,
так и тревожные прогнозы более долгосрочных негативных последствий в виде экономических потерь,
— пишут эксперты.
Еще в 2020 году аналитики ВБ предсказали снижение из-за пандемии результатов казахстанских обучающихся в PISA на 8 баллов. А также увеличение доли функционально неграмотных учащихся на 3%. При этом наибольшие потери понесут дети, относившиеся к категории «уязвимых» до пандемии. Как правило, из семей с низким СЭС.
Для учеников из обеспеченных семей Всемирный Банк по окончанию пандемии прогнозирует
снижение читательской грамотности в PISA на 14 баллов, а для менее обеспеченных – на 18
У нас наибольшая доля социально уязвимых учеников проживает в сельской местности. Таким образом, срабатывают специфические ограничивающие факторы сельской местности. Среди них слабая инфраструктура школ, нехватка ИКТ-оборудования и так далее.
— Критически важно рассматривать сельские школы
не как проблему, а как важную часть всей системы образования, требующую глубокого изучения
В этой связи в казахстанском контексте весьма актуальны исследования как факторов, влияющих на отставание сельских школьников, так и разработка стратегий по их преодолению. Что подразумевает сотрудничество экспертного сообщества, независимых исследователей и государственных органов, — полагают авторы.