Американские политологи говорят о долгосрочном плане по укреплению стратегических связей в Центральной Азии.
Госсекретарь Энтони Блинкен ошибается, когда говорит, что Соединенные Штаты покидают Афганистан, потому что им необходимо выделить ресурсы для противодействия Китаю. Эти две цели не обязательно исключают друг друга.
Напротив, Вашингтон может сделать и то и другое, стратегически взаимодействуя с Центральной Азией. Надежные региональные партнеры, такие как Казахстан и Узбекистан, стремятся к укреплению своих отношений с США. И они нуждаются в гарантиях, что постамериканский Афганистан не будет угрожать региональной безопасности. К тому же эти страны не заинтересованы в доминировании Китая в ЦА.
Вывод американских войск планируется завершить к 11 сентября 2021 года. Существуют опасения, что в результате сфера влияния талибов расширится на весь Афганистан. Именно в таких условиях в стране может образоваться стратегический вакуум. А это послужит благодатной почвой для мобилизации боевиков-террористов джихадистского толка. В связи с этим
Соединенным Штатам необходимо активизироваться в вопросе разворачивания баз в соседних странах
На первый взгляд, Пакистан — очевидный выбор. Однако имеющейся в стране инфраструктуры будет недостаточно. Более того, Исламабад находится под сильным давлением. Общественность против использования военных объектов американской армией и спецслужбами.
Все другие варианты могут рассматриваться только в странах Центральной Азии. Это и раскрывает причины визита специального представителя США по примирению в Афганистане Залмая Халилзада в Узбекистан и Таджикистан в начале мая.
https://365info.kz/2021/07/afganskij-tupik-s-kem-budut-dogovarivatsya-taliby-chast-2
Примечательно, что Халилзад, который вел прямые переговоры с афганским джихадистским движением, посетил две из трех центральноазиатских стран, граничащих с Афганистаном. В дополнение к этому 4 мая госсекретарь Блинкен провел виртуальную встречу с министрами иностранных дел группы «C5+1». В нее входят все пять государств Центральной Азии. Это примерно через две недели после того, как он провел телефонные переговоры с казахстанскими и узбекскими коллегами.
Примерно в то же время в Таджикистане и Узбекистане побывал министр обороны России Сергей Шойгу. Сообщается, что он подписал соглашения о военном сотрудничестве для устранения любых угроз безопасности, которые возникнут со стороны Афганистана после ухода американских военных. 201-я дивизия российской армии дислоцирована вдоль таджикско-афганской границы с 1990-х годов. Москва и Душанбе договорились о присутствии российских войск в стране до 2042 года.
Мировые державы и их центральноазиатские партнеры могут столкнуться с угрозой безопасности, исходящей из Афганистана. Причем как в военном, так и в иных отношениях. Также не ясна и будущая военная позиция США. Но ходят разговоры, что в качестве альтернативы наземным войскам в Афганистане Вашингтон заинтересован в базах в Центральной Азии.
Примечательно, что Китай давно создал военный форпост на востоке Таджикистана. Он позволяет ему контролировать северо-восточный Ваханский коридор, который имеет узкую границу с китайской провинцией Синьцзян.
Казахстан может сыграть в свою игру на афганском поле
При этом логика международного взаимодействия с Талибаном показывает, что постамериканский Афганистан будет управляться больше дипломатическим, нежели военным путем.
В дипломатическом урегулирования проблемы в той или иной степени уже принимают участие многие региональные державы. Среди них Пакистан, Иран, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Индия, Китай, Россия и европейские державы.
Многие из них являются ключевыми партнерами США. Но даже самые стойкие из них не могут помочь Вашингтону. Либо у них ограниченное влияние в стране, либо у свои интересы, расходящиеся с интересами Америки.
По другую сторону находятся прямые противники Штатов – Иран, Россия и Китай. Интересы этих государств резко расходятся с интересами Вашингтона. Эти три игрока также имеют границы со странами Средней Азии. Очевидно, что
необходима нейтральная платформа, на базе которой Вашингтону с большей вероятностью удастся достичь своих целей в отношении Афганистана
и противостоянии Китаю. С учетом значительного опыта в сфере развития многосторонней дипломатии и международного сотрудничества этой площадкой мог бы стать Казахстан.
Вскоре после распада Советского Союза в 1991 году и обретения Казахстаном независимости в 1992 году Первый Президент Нурсултан Назарбаев предложил создать межправительственный форум. Речь о Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Сегодня в СВМДА входят 27 полноправных государств-членов и 8 наблюдателей.
Среди членов Совещания Израиль и Иран, которые принимают активное участие в работе форума. Назарбаев сыграл также ключевую роль в процессе ядерного разоружения своей страны. Более того, на последующую денуклеаризацию он вдохновил и другие бывшие советские республики. Как результат — Центральная Азия стала регионом, свободным от ядерного оружия.
Зачем казахи делили свадьбу на семь тоев — вся правда о национальных традициях
В 2013 году Казахстан выступил в качестве ключевого посредника в переговорах по ядерной программе Ирана. В результате в 2015 году появилась сделка с Ираном. Она известна как Совместный всеобъемлющий план действий. Кроме того, в период с 2015 по 2019 годы столица Казахстана была основным местом проведения нескольких раундов сирийских мирных переговоров. В них приняли участие Россия, Турция, Иран, представители правительства Сирии и оппозиционных групп.
Расположенный между двумя великими ядерными державами, Россией и Китаем, Казахстан при Назарбаеве и его преемнике К.-Ж.Токаеве продемонстрировал невероятную способность балансировать между Москвой и Пекином. В то же время страна наладила тесные связи с США. И более того, заинтересована укреплять их в дальнейшем.
Несмотря на отсутствие общей границы с Афганистаном,
Казахстан имеет хорошие перспективы объединить под своим началом региональные усилия по решению проблем этого государства
Он является региональным лидером, а кроме того, имеет самую большую экономику среди стран ЦА.
Вашингтону, несомненно, придется и в дальнейшем сотрудничать с Пакистаном и другими ключевыми партнерами. Но теперь, когда США больше не задействованы в военных действиях в Афганистане, им представляется хорошая возможность решать вопросы по-другому. И сосредоточиться на более тесном взаимодействии с Центральной Азией, в частности с Казахстаном.
Выработка долгосрочного плана действий по вопросу Афганистана должна стать отправной точкой в деле укрепления стратегических связей с регионом, находящимся в самом сердце Евразийского континента. Из-за Китая у Соединенных Штатов может появиться гораздо больший стимул для инвестирования в Центральную Азию. В целом морской потенциал Китая не настолько высок. Поэтому Пекин и прилагает так много усилий в реализации региональной инициативы «Один пояс — один путь».
Таким образом, направляя ресурсы в регион, Вашингтон может достичь двух целей. Обеспечить безопасность, управление и развитие Афганистана. И минимизировать активные и уверенные шаги Китая в Центральной Азии.