Именно для этого предназначен новый кодекс.
Ранее в судебных спорах госоргана с гражданином у последнего было немного возможностей. Статистика говорит, что 85% подобных исков выигрывали госорганы. С принятием нового Административного процедурно-процессуального кодекса ситуация должна измениться. Его предназначение именно в том, чтобы помогать гражданину.
Новый кодекс был принят по поручению президента Касым-Жомарта Токаева в рамках реализации концепции «Слышащего государства». Ранее он заявил, что
в основу административной юстиции должен лечь человеко-ориентированный подход
Об особенностях нового кодекса несколько раз рассказывали представители судебной системы. Например, судья Верховного Суда Аслан Тукиев на брифинге в СЦК подробно остановился на некоторых моментах.
— Во всем мире административная юстиция играет ключевую роль. Она призвана защищать потенциально слабую сторону в спорах с органом власти. Это публично-правовые отношения (власти и подчинения). С 1 июля иски к госорганам будут рассматривать по принципу «сквозной ревизии судом акта госоргана», который должен доказать законность и обоснованность своего решения, действия либо бездействия, — сказал он тогда.
Суд будет оказывать содействие истцу, поможет правильно сформулировать требования и устранить формальные ошибки.
Кроме того, по словам Тукиева, суд должен будет и контролировать исполнение своего решения
Начала работать так называемая «презумпция виновности административного органа». То есть
не гражданин должен будет доказывать в суде незаконность решения, а государственный орган — его обоснованность
Все сомнения и неясности законодательства будут толковаться в пользу граждан.
Еще одна отличительная черта — усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Теперь суд должен собирать доказательства самостоятельно.
— Это реализация принципа активной роли суда. Также в реализацию этого принципа в кодексе закреплено предварительное правовое мнение судьи.
Судья вправе высказать такое мнение по тем или иным правовым обоснованиям,
связанным с фактическими, юридическими сторонами рассматриваемого дела. Это не прогноз, не предварительное решение по делу и тем более не решение. Когда судья в судебном процессе высказывает свое предварительное правое мнение, это позволяет сторонам лучше подготовиться и привести какие-то дополнительные сведения. То есть этим самым улучшается качество судебного разбирательства, – отметил Аслан Тукиев.
Позже председатель судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Канат Мусин тоже описал несколько нововведений. В частности, теперь суд не может отказать в принятии иска гражданина на административный орган. Как только гражданин предъявил иск, дело автоматически возбуждается.
Ранее в Казахстане было три вида судопроизводства – уголовный, гражданский и по административным правонарушениям. С вступлением в силу нового кодекса заработала и новая сфера. Это административная юстиция, которая должна защитить интересы граждан в спорах с органом власти.
Поскольку ресурсы госорганов и возможности простого человека несопоставимы
— Гражданско-процессуальные правила требуют: стороны равны, а процесс состязательный. О каком равенстве можно говорить, если одни наделены властью, а у других ее нет? Ресурсы госорганов с аппаратом инспекторов, юристов и возможности простого человека несопоставимы. Новый процесс — это активный судья в поисках объективной истины.
Теперь суд по делам административного производства не может оставить иск без рассмотрения
либо отказать в его принятии. С момента предъявления иска дело считается возбужденным. Как только заявление поступило в суд и прошло регистрацию — дело существует и должно быть рассмотрено. Человеку не нужно доказывать, что он прав. Бремя доказывания лежит на госоргане. И если госорган не докажет законность и обоснованность своего решения, он проиграет дело, — объяснил он.
Очередная новость — кодекс предусматривает денежные взыскания как одну из мер процессуального принуждения. Причем со слов Мусина можно было понять, что норму эту вводили именно ради госорганов.
Часто случалось, что их представитель вообще не являлся в суд, а решение потом все равно выносили в его пользу
Теперь за такое пренебрежение будут наказывать штрафами. Сначала — 20 МРП.
Рассказал Мусин и о принципе контроля суда исполнения решения.
— Суд сам контролирует и обеспечивает исполнение своего решения. После решения суда госорган обязан известить суд о том, что его решение исполнено. Если такое извещение не поступило, решение считается неисполненным, и
суд может заставить платить как госорган, так и любого чиновника, любое должностное лицо,
— сказал он.
В первый раз могут оштрафовать на 50 МРП, с ростом до 100 МРП. Если игнорирование продолжится, может дойти и до уголовной ответственности.
Также появилась возможность примирения, которой до 1 июля 2021 года не было.
Для эффективности работы системы Указом президента создан 21 новый суд. Он дислоцируется в 17 регионах и городах Каскелен, Семей, Жезказган, Экибастуз. В Верховном суде и областных создаются коллегии по административным делам.
Наиболее важные нововведения кодекса следующие: