Как пишет Abai.kz, по мнению литературоведа Абил-Серика Алиакбара надо пересмотреть языки преподавания в школах крупных городов.
Как отметил литературовед, хотя количество этнических русских и славян в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте невелико, русскоязычные школы сохраняются поскольку казахи отправляют в них своих детей.
«В Нур-Султане, где проживает 78% казахов, в 2020/21 учебном году 108 тысяч студентов получили образование на казахском языке и 85 тысяч — на русском. По некоторым оценкам, в русских школах обучается 45 тысяч казахстанских детей. при этом в столице 155 тысяч студентов были казахами.
Рассчитать процент? Сколько школ нужно для обучения 40 тысяч русских и славян и других русскоязычных этнических групп».
https://365info.kz/2021/06/kazahskim-zhurnalistam-predlozhili-vspomnit-ob-ideologii-obzor-kazsmi
Далее автор привел статистику Шымкента и Алматы.
«В Шымкенте 152 тысячи школьников обучаются на казахском языке, 54 тысячи — на русском и 20 тысяч — на узбекском. А вот ситуация в Алматы вызывает беспокойство.
В этом городе 153 тысячи школьников обучаются на русском и 140 тысяч на казахском языке.
Теперь этнический состав учащихся Алматы:
Выходит в Алматы, как и в Нур-Султане, 45 тысяч казахстанских детей впитывают русскую культуру и дух. 90 000 детей сопоставимл с количеством населения двух небольших районов. Хотя в Нур-Султане и Алматы наблюдается рост населения, количество детей, посещающих школу, ниже, чем в Шымкенте. Это означает, что два последних города имеют демографическое неравенство»,- сказал Абил-Серик Алиакбар.
Он считает, что нужно делить школы на казахские и русские, в зависимости от национального состава учеников. Тогда количество казахских школ в трех городах увеличится, и те, кто отправляет своих детей в русские школы, начнут отправлять их в казахские школы.
Кроме того, по его мнению, необходимо принять во внимание открытие смешанных казахско-иностранных школ для более чем 3 000 представителей диаспор. Для этого нужно преобразовать некоторые из сегодняшних русскоязычных школ в казахско-уйгурские, казахско-татарские, казахско-корейские, казахско-азербайджанские школы.
«Мы не сможем сформировать единую казахскую нацию без трансформации русскоязычных школ в казахские школы других национальностей, в зависимости от количества диаспор в стране. Если мы этого не сделаем, дети других национальностей усвоят русскую культуру, а не казахскую, и вырастут чуждыми титульной нации»,- добавил Абил-Серик Алиакбар.