Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов считает недовольство дальнобойщиков результатом недостаточной информационной политики.
Введение платного режима на 18 участках дорог Казахстана вызвало мгновенную реакцию водителей грузовых автомобилей в разных регионах страны. Их не устраивает, что самые высокие тарифы именно для большегрузов — почти 40 тенге за километр.
Для сравнения, с легкового авто оплата за километр составляет 1 тенге.
Дальнобойщикам обидно, что платить принуждают, а качество дорог оставляет желать лучшего
Как утверждают дальнобойщики, фактически дороги в их текущем виде убивают автотранспорт. Негатива добавляет и отсутствие инфраструктуры вдоль дорог — нет ни полноценных туалетов, ни безопасных стоянок для ночлега.
Этой весной президент Касым-Жомарт Токаев поручил разобраться с проблемами качества дорог. До 2025 года должны отремонтировать и привести в порядок 95% дорожного полотна.
С 2019 года на эти цели ежегодно выделяется 50 млрд тенге из республиканского бюджета
Опираясь на озвученные цифры, он призвал наказать чиновников, которые безответственно подошли к решению этого вопроса.
Политолог Расул Жумалы отмечает, что строительство дорог — одна из самых коррумпированных отраслей в отечественной экономике. Поэтому мало того, что в подавляющем большинстве случаев дороги в Казахстане старые и плохие, так за них еще собирают деньги.
— Каждый построенный километр дороги в Казахстане стоит очень дорого.
Многие отечественные эксперты сравнивали стоимость километра дорог в Европе, США и Китае с казахстанскими. И оказалось, что в нашей стране, как правило, она в разы выше
Вспомним и нашумевший скандал о хищениях в LRT. То есть до конкретной дороги, как можно убедиться, деньги не доходят, — отмечает Жумалы.
По мнению политолога, связано это с тем, что у государства очень часто нет денег, вот и вводится оплату за пользование дорогами.
Поэтому Расул Жумалы считает требования дальнобойщиков вполне обоснованными.
— Взять хотя бы основную нашу магистраль, Алматы — Нур-Султан. Большая часть этой дороги отвратительного качества. Особенно до Караганды
Здесь здравый смысл говорит сам за себя: сначала надо сделать хорошие дороги, а затем вводить за них оплату. Есть и третья сторона вопроса — заблаговременное информирование и ведение переговоров. Этого в достаточной мере, я считаю, сделано не было. Чтобы не доводить ситуацию до крайности, общество надо готовить заранее и повышение обосновывать, — считает Жумалы.
Понятно, что на решение сделать дороги для автотранспорта платными повлияли непростые времена.
— Кризис бьет по экономике. А власти, как обычно, идут по пути наименьшего сопротивления — компенсируют упущенную прибыль при пополнении бюджета за счет среднего класса и малоимущих.
Повышают налоги для малого и среднего бизнеса, увеличивают штрафы. А богатую прослойку, которая составляет 5% населения, чиновники, как правило, не трогают. Потому что боятся ответных действий
Такая практика существует повсеместно — в тех странах, где с законом не все в порядке, а верх берет бюрократия. Но это чревато социальными потрясениями, — считает политолог.
По мнению политолога Данияра Ашимбаева, главная цель введения платных дорог — увеличение транзитных возможностей Казахстана.
— По нашей территории проходит немало коммуникаций. Учитывая, что большие инвестиции заложены именно в строительство, государство хочет отбить часть этих расходов. С другой стороны, мы видим постоянную проблему качества. То есть уходят триллионы и миллиарды, а качество дорог не вызывает лишь нарекания.
Недавно глава государства отстранил ряд чиновников, занимавшихся организацией строительно-дорожных работ. Наглядный пример — «Астана LRT», когда государственные инвестиции дают очень небольшой эффект для пользователей и достаточно широкие возможности для коррупции, — отмечает он.
Недовольство дальнобойщиков, с одной стороны, вполне обосновано, ведь качество не соответствует тому, чтобы платить. С другой стороны, по мнению Ашимбаева, за бастующими водителями большегрузов могут стоять лоббисты. Те, кому выгодно организовать протесты.
— Конечно, здесь присутствует элемент стихийности. Но не стоит забывать и об автомобильной мафии, которая могла вступить в сговор. Это становится проблемой регулятора.
Вообще, не редкость, когда государство информационно проигрывает, даже если его решения и разумны. В данном случае принятое решение не отработано с участниками рынка,
соответствующая информационная политика не была проведена в достаточной мере. Календарь перехода на платную систему дорог был объявлен давно. Те, кто профессионально занимается грузоперевозками, не могли об этом не знать. Несогласие с тарифами — это другая часть проблемы.
Но если выяснится, что 95% пользователей готовы платить, а остальные бастуют, это уже другой разговор. Понятно, что эту проблему надо решать не в индивидуальном порядке, а системно.
Если претензии по качеству действительно обоснованны, тогда повышение тарифов можно временно заморозить
До приведения дорог в нормальное состояние. Надо просто понять, чего действительно хотят забастовщики. Если речь идет о полной отмене оплаты, тогда надо учитывать, что законодательные нормы, легализующие введение платных дорог, уже введены. Возможен лишь вариант пересмотра тарифной сетки, — замечает Ашимбаев.
Что касается отсутствия инфраструктуры, по словам политолога,
если наличие туалетов,условно, входит в обещанную инфраструктуру дороги, они должны быть. Если же система взимания денег предусмотрена только за качество дорог, тогда проблемами уборных вдоль трасс должны заниматься местные власти
В общем, на проблему надо посмотреть комплексно. И если подтвердится ненадлежащее качество и необоснованно завышенные тарифы — это повод для заведения уголовных дел.
— А министерство индустрии и инфраструктурного развития, как обычно это у нас бывает, опаздывает. Как политически, так и информационно. У нас есть парламент, есть НПП «Атамекен», которые должны заниматься этими вопросами. А когда ситуация доходит до забастовки, значит, какая-то из сторон свои функции не выполнила, — заключает Данияр Ашимбаев.