Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
524
+0.41
EUR
550
-0.35
RUB
5.01
+0.08

Почему слово «жесір» (вдова) стали применять и к мужчинам — обзор казСМИ

418
Картина «Невеста-вдова», художник Е.Сидоркин

По словам этнографа Торехана Майбаса, статус жесір женщина получала временно.

«В течение года после смерти мужа вдова носила траур и была ограничена в развлечениях. А затем согласно казахской традиции выходила замуж за одного из братьев покойного мужа», — пояснил этнограф.

Также, по его словам, на вдову не распространялись большинство запретов, действовавших для женщин.

«Например, весь траурный год вдова может не здороваться со старшими».

Что позволено ботаю…

Торехан Майбас отметил, что в последнее время слово «жесір» применимо и в отношении мужчин, что является большой ошибкой.

«Слово «жесір» по отношению к мужчине звучит очень грубо. У казахов есть поговорка: «Ботай сүйгенін алады, бопай тигенін алады» (Неженатый получает ту, что нравится, а вдовец — ту, которая согласится». То есть сравнивая ботай и бопай, можно сказать, что статус бопая (вдовца) ограничен», — объяснил Торехан Майбас.

Побочный эффект изъятия пенсий: отчисления в ЕНПФ резко выросли

По словам этнографа Досымбека Катырана, вдову можно было отличить по одежде, а ее жилище — по траурному флагу.

«Вдова отказывалась от красно-зеленых цветов, а также узоров и орнаментов в одежде. Таким образом, все понимали, что ее статус жесiр. Жилище вдовы можно было узнать по траурному флагу перед входом. Сборщики налогов в такие дома не заходили.

А когда семья, потерявшая кормильца, меняла место кочевки, во главе всегда шли вдовы. Называли это шествие «траурная кочевка». Все, кто встречался ему на пути, давали еду и приносили соболезнования», — сказал он.

Этнограф также рассказал о некоторых запретах в отношении вдов.

Кто может отказаться от вакцинации на законных основаниях — обзор казСМИ

«Во время свадебного обряда вдовам запрещалась сидеть под занавесом с невестой, совершать беташар (снимать покрывало с ее лица). Не могли они и участвовать в обряде тұсау кесу (разрезать путы). Соблюдая траур, они не посещали шілдехана (праздник в честь новорожденного), свадьбы и любые увеселительные мероприятия», — сказал Досымбек Катыран.

Многие из этих обрядов, к сожалению, сегодня забыты.

«В настоящее время большинство запретов не соблюдается. Многие после смерти мужа придерживаются только правила сорока дней. Все это происходит от незнания казахских традиций» — сетует ученый-этнограф.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter