Stan.kz узнал у этнографов, что означает понятие «жесір» в традиционной казахской культуре.
По словам этнографа Торехана Майбаса, статус жесір женщина получала временно.
«В течение года после смерти мужа вдова носила траур и была ограничена в развлечениях. А затем согласно казахской традиции выходила замуж за одного из братьев покойного мужа», — пояснил этнограф.
Также, по его словам, на вдову не распространялись большинство запретов, действовавших для женщин.
«Например, весь траурный год вдова может не здороваться со старшими».
Торехан Майбас отметил, что в последнее время слово «жесір» применимо и в отношении мужчин, что является большой ошибкой.
«Слово «жесір» по отношению к мужчине звучит очень грубо. У казахов есть поговорка: «Ботай сүйгенін алады, бопай тигенін алады» (Неженатый получает ту, что нравится, а вдовец — ту, которая согласится». То есть сравнивая ботай и бопай, можно сказать, что статус бопая (вдовца) ограничен», — объяснил Торехан Майбас.
Побочный эффект изъятия пенсий: отчисления в ЕНПФ резко выросли
По словам этнографа Досымбека Катырана, вдову можно было отличить по одежде, а ее жилище — по траурному флагу.
«Вдова отказывалась от красно-зеленых цветов, а также узоров и орнаментов в одежде. Таким образом, все понимали, что ее статус жесiр. Жилище вдовы можно было узнать по траурному флагу перед входом. Сборщики налогов в такие дома не заходили.
А когда семья, потерявшая кормильца, меняла место кочевки, во главе всегда шли вдовы. Называли это шествие «траурная кочевка». Все, кто встречался ему на пути, давали еду и приносили соболезнования», — сказал он.
Этнограф также рассказал о некоторых запретах в отношении вдов.
Кто может отказаться от вакцинации на законных основаниях — обзор казСМИ
«Во время свадебного обряда вдовам запрещалась сидеть под занавесом с невестой, совершать беташар (снимать покрывало с ее лица). Не могли они и участвовать в обряде тұсау кесу (разрезать путы). Соблюдая траур, они не посещали шілдехана (праздник в честь новорожденного), свадьбы и любые увеселительные мероприятия», — сказал Досымбек Катыран.
Многие из этих обрядов, к сожалению, сегодня забыты.
«В настоящее время большинство запретов не соблюдается. Многие после смерти мужа придерживаются только правила сорока дней. Все это происходит от незнания казахских традиций» — сетует ученый-этнограф.