Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Надо «добивать» СЭС — юрист о цементном заводе посреди жилого массива в Алматы

937

Алматинцы обсуждают в соцсетях взрыв, который произошел 7 июня на цементном заводе «Нуртау Темир», по улице Павлодарская Жетысуского района. Цементная пыль накрыла все дома и улицы. Ранее

жители близлежащих домов неоднократно жаловались на опасное соседство — им приходится спать под шум по ночам и на протяжении 8 лет постоянно дышать токсичными выбросами

Завод начали строить в 2013 году, после принятия закона о выносе промышленных объектов за город. Но, по словам владельцев домов, при строительстве не были соблюдены правила безопасного расстояния. При этом

СЭС без вопросов утвердил санитарно-защитную зону, которую в проекте рассчитало само предприятие «Нуртау Темир»

Последствия для здоровья

Казахстанский экоактивист Павел Александров возмущен происходящим. По его словам, пыль от цементного порошка очень токсична.

— Наше «слышащее государство» крепко заткнуло уши и максимум что может из себя выдавить — это очередную отписку. По любому поводу. Даже когда в результате страдают, болеют и гибнут граждане Казахстана, — написал он он на своей странице в Facebook.

Между тем еще до взрыва, 1 июня 2021 года, жители Жетысуского района написали открытое письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой о переносе завода.

Когда СЭС молчит

Свой взгляд на ситуацию выразил юрист Сергей Уткин. Именно СЭС, по его словам, отвечает за благоприятную среду обитания человека. Наличие шума и превышение содержания пыли в воздухе должно быть установлено с помощью проведения специальных замеров. Должны быть взяты пробы воздуха, измерен уровень шума.

— Но ведь СЭС, по словам жильцов, проблемы не видит?

— Если люди не согласны с доводами СЭС, как в данном случае, им надо платно пригласить независимую лабораторию. Специалисты приедут и тоже измерят, насколько превышен уровень загрязнения и шума. В качестве вспомогательного доказательства можно параллельно все фиксировать на видео. Если у независимой лаборатории результаты не будут совпадать с результатами СЭС, и к тому же независимые специалисты выявят нарушения, их надо вызвать вместе, в одно время. В общем,

надо «добивать» СЭС, чтобы там признали: да, превышение допустимых норм на самом деле есть

Сергей Уткин. Источник Радио Азаттык.

Если СЭС хитрит — к примеру, специально подкручивает оборудование (наши госорганы за взятки на разное способны), надо подавать на них в суд. Или писать жалобу в вышестоящие органы. Цель этих мер — признать действия СЭС незаконными.

Как доказать?

— Даже если жители этих домов напрямую подадут на завод в суд, судья все равно привлечет госорган, — разъясняет юрист. — В данном случае это СЭС. А там заверят, что все прекрасно. И суд, опираясь исключительно на мнение госоргана, вынесет решение об отказе в иске. Поэтому, повторюсь, жильцам надо разбираться с госорганом. Добивать СЭС, пока там не признают нарушение.

Когда СЭС наконец выдаст заключение, что нарушение все-таки есть, тогда завод уже можно привлечь к ответственности

Хотя бы небольшой, административной, предусматривающей какие-то штрафы. Получив постановление о привлечении этого завода к ответственности, жители могут предъявлять иск в гражданском порядке. О возмещении убытков и причинении вреда здоровью.

— Как доказать, что здоровью был нанесен вред в результате воздействия токсичных веществ?

— Сдать анализы, собрать заключения врачей. И конечно, обосновать причинно-следственную связь. Условно, если у человека больные легкие, это еще не означает, что это произошло из-за цементной пыли с завода. Поэтому, возможно, причинно-следственная связь может быть доказана датами. Например, человек начал болеть и стал обращаться к врачам с момента запуска завода. И даже если эти меры не будут направлены на получение компенсации, то хотя бы повлияют на то, чтобы завод установил какие-то очистные сооружения.

Изучить проект

— А как вы смотрите на то, что изначально при строительстве завода не было учтено безопасное расстояние до жилых домов?

— Для начала надо получить проектно-сметную документацию с расчетами проектировочных организаций, в которой прописаны допустимые расстояния. Далее надо обращаться к каким-то альтернативным проектным организациям, которые бы проверили этот проект на соответствие всяким действующим СНиПам и прочим ограничениям, которые существуют для подобных производств.

Если выяснится, что проект реализован с грубыми нарушениями, это повод для обращения в суд, чтобы признать его незаконным. Обязать организацию устранять нарушения. Вплоть до закрытия предприятия

Можно привлекать к ответственности и сами госорганы, которые, невзирая на нарушения, все утвердили. Кстати, в этом случае государство должно возместить ущерб за некорректные действия своих госслужащих при исполнении обязанностей. Это прописано в гражданском кодексе.

— На словах кажется все просто, но насколько реально добиться справедливости с уровнем коррупции и бюрократии в нашей стране?

— Я понимаю жителей, они натыкаются на глухую стену госаппарата. В тех же судах у завода есть возможности всех подкупить. Если речь идет о взыскании ущерба с государственной казны, судьи, считая себя представителями государства, будут их выносить очень неохотно. И придумают кучу возможностей для отказа. И все будут делать вид, что все нормально. Значит, чтобы привлечь внимание общественности к факту несправедливости, остается поднимать шумиху, привлекать СМИ.

Если бы на Западе…

— В госорганах жителям домов не раз заявляли: «Ну что вы хотите, они собственники и уже вложили в производство много денег». Получается, бизнес у нас неприкосновенен, даже если ему «законы не писаны»?

— Любой бизнесмен, решив вложить средства в проект, должен заранее просчитать возможные риски. И если он заведомо шел на нарушение строительных норм и правил, возводя свое вредное производство в непосредственной близости от домов, вся ответственность лежит на нем.

цементный завод Алматы

Завод располагается через дорогу от домов

Он сам пошел на нарушение законодательства, думая, что все можно решить деньгами. Значит, сейчас придется думать, как исправить ситуацию. Как я упоминал, завод может закупить очистное оборудование. Либо строить защитные сооружения, либо переносить сам завод. Можно и людей переселить, построив им подальше равнозначное жилье. Да, это убытки, а что делать? Жизнь людей все равно дороже. Это плата за то, что изначально предприниматель решил сэкономить.

Любой западный бизнесмен всегда осознает, насколько важно соблюдение санитарных и экологических норм. Потому что иначе будут такие большие проблемы, что ты вообще все проклянешь и пожалеешь

Случись похожая ситуация с заводом на Западе, жильцы бы просто заявили о нарушении своих прав. Тогда за дело бы взялось множество правозащитных организаций. В нашей стране это нелегкая борьба. Но тут без вариантов. А иначе либо терпеть, либо куда-то переезжать. Ну или вовсе уезжать из страны.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter