Чтобы у регионов был стимул развиваться, часть налогов надо передать на местный уровень.
Регионы-реципиенты в Казахстане слабо заинтересованы в развитии собственной налоговой базы. Там по-прежнему царит высокий уровень теневой экономики. Официальные доходы в регионах с каждым годом уменьшаются, а зависимость от бюджетных денег — растет.
Политолог Артур Нигметов считает, что механизм межбюджетных отношений не содержит в себе достаточных стимулов по расширению регионами собственной налоговой базы и увеличению доходов.
Решение проблемы видится эксперту в системе распределения доходов между уровнями бюджета.
— Основными бюджетообразующими налогами для регионов являются только индивидуальный подоходный и социальный налоги. Поэтому
даже построив крупное современное предприятие, местный бюджет получает незначительные доходы
Более того, внедрение современных технологий во все отрасли экономики обуславливает снижение потребности в трудовых ресурсах и, соответственно, налоговой базы, с которой исчисляются местные налоги, — отмечает он.
То, как территории будут развиваться в будущем, по мнению Нигметова, во многом зависит от мотивации регионов. Прежде всего через экономические стимулы развития.
Как вариант децентрализации доходов — стоит передать на местный уровень часть корпоративного подоходного налога, как это было раньше. Но даже это политолог считает половинчатым решением.
— Если к этому вопросу подойти системно, основная внутренняя проблема — это недокредитованность экономики. Во-первых, недоступные по стоимости кредиты банков не способствуют росту ВВП. Во-вторых, монетизация экономики, ее насыщенность деньгами в настоящее время крайне низкая.
Ограничительная денежно-кредитная политика, целью которой является «иссушение» денежной массы исключительно ради таргетирования инфляции, сильно тормозит экономическое развитие
Для стимулирования экономики, и главным образом массового предпринимательства, с инфляцией надо бороться путем постепенного повышения уровня монетизации экономики. В первую очередь это вливание в экономику длинных и дешевых денег. Одним из ключевых направлений является развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Но здесь важно, по какой ставке участник схемы ГЧП получит деньги на то, чтобы этот бизнес поставить. К примеру, если по 8% годовых, тогда проект ГЧП будет невыгоден, — говорит политолог.
По его наблюдениям, с момента объявления моратория на проверку бизнеса и отмены уплаты налогов МСБ наблюдается рост теневой экономики.
— К сожалению, многие недобросовестные бизнесмены решили воспользоваться этими мерами поддержки, чтобы уйти в тень. Конечно, уже сейчас даже по долям выплат ЕНПФ
мы видим, в каких регионах люди имеют пенсионные накопления, а в каких, наоборот, их меньше. Значит там зарплату получают в конвертах
Все это приводит к тому, что налогооблагаемая база в регионах снижается, меньше платятся налоги, а бизнес уходит в серые схемы. Немалую роль в том, чтобы снизить объемы теневой экономики, призвано играть Агентство по финансовому мониторингу. Одна из его ключевых задач — как раз борьба с теневым оборотом. И здесь уже есть определенные успехи, — замечает Нигметов.