Местные властители привыкли к финансированию из центра и не готовы развивать свои регионы.
Собственные доходы местных бюджетов регионов-рецепиентов в Казахстане снижаются из года в год. Растет зависимость от трансфертов из республиканского бюджета. Так,
в 2018 году доля собственных доходов регионов-рецепиентов составляла 48%, в 2019 — 42,5%, а в 2020 понизилась до 41%
Отмечается рост объемов изъятий в регионах-донорах. По Атырауской области, начиная с 2018 года, он вырос вдвое, по Алматы – в 1,7 раза. Об этом упомянул спикер Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев.
Он считает, что снижается заинтересованность регионов в развитии собственной налоговой базы. Они постоянно рассчитывают на поддержку центра. Ашимбаев предложил проанализировать распределение налогов и поступлений между республиканским и местным бюджетами. И предпринять меры по снижению объемов теневой экономики.
По мнению депутата Айдоса Сарыма, причины зависимости регионов от республиканского бюджета — это «многослойный пирог» и простых решений этой проблемы нет.
— В целом идет снижение экономических темпов роста. Но
когда есть правительство, которое через Нацфонд может закрыть любые проблемы, получается, что мы демотивируем регионы
на то, чтобы повышать инвестиционную привлекательность, повышать налоговую базу, увеличивать производство, это взаимосвязанные вещи.
Получается, что
акимам иногда выгоднее и проще 20 раз съездить в Нур-Султан и походить по кабинетам, нежели заниматься реальным сектором
К примеру, каждый день проводить совещания, чтобы что-то улучшить, требовать, чтобы налоговики отстали от определенных производителей, контролировать, провели ли воду, подали ли свет, и так далее. В этом смысле местная исполнительная власть привыкла, что им все равно всё дадут. Недавно у нас были отчеты правительства и счетного комитета. Данные показывают, что каждый год изъятия из Нацфонда растут и субсидийная часть увеличивается, — отмечает он.
По его мнению, выборность акимов позволит держать у власти людей, заинтересованных в развитии налоговой базы, повышения привлекательности каждого населенного пункта.
— Каждому избранному акиму придется думать и обсуждать с сельчанами, что можно сделать, чтобы чтобы в регион ехали туристы, чтобы развивалось производство
Тогда и ситуация будет меняться. А сейчас нужно принять меры, ограничивающие изъятия из Нацфонда. Это не только наши доходы, но и доходы будущих поколений. Пусть чиновники в рамках выделенных денег крутятся, как ежи на сковородке, и пересматривают свои расходы, — считает депутат.
Сокращение объемов теневой экономики — задача нужная и сложная. Даже в странах Европы при подсчете бюджета учитывают наркопреступность и проституцию. Ведь в любом случае это деньги, которые крутятся в экономике. Но это не означает, что все это надо легализовать.
— Другой пример: мы постоянно говорим о безработице, особенно в сельской местности, но при этом люди же не уезжают оттуда. А значит, у них есть какие-то возможности для зарабатывания денег, чтобы приобретать необходимое для жизни.
У нас даже маленькие частные хозяйства, которые делают основную часть сельхозпродукции, зачастую платят зарплату своим работникам неофициально, избегая налогов
Завтра, когда все местные налоги будут сформированы, акимы окажутся заинтересованы в росте налоговой базы. Элементарно: сосед, приходя к соседу, у которого есть магазин, должен убеждать его поставить кассовый аппарат. Потому что, условно говоря, за счет его налогов в селе содержат тренеров по самбо или игре на домбре. И когда появится такое отношение, ситуация в целом будет меняться.
— Показателен пример, как в прошлом году людей замотивировали заплатить ЕСП, чтобы получить 42 500 тенге. Обратите внимание: количество официальных вкладчиков ЕНПФ в 2020 году выросло почти на 2 млн человек. То есть ранее эти люди где-то зарабатывали, но при этом никто не платил пенсионных взносов, — подмечает Сарым.
По его словам, в борьбе с теневой экономикой также поможет обязательное декларирование доходов.
— Сегодня уже сдают обязательные декларации значительная часть госслужащих и бизнеса. Завтра это коснется всего населения
Я думаю, нужны системные большие меры. Ведь ожидается, что будет принят целый пакет законопроектов высшего совета по реформам, который направлен на поддержку бизнеса, на налоговые и другие реформы. Понятно, что специфика регионов у нас разная. Но
есть населенные пункты, расположенные в курортной местности. И там могут крутиться десятки миллиардов тенге. А налогов собирается 100-200 миллионов. Это мизер
Государство должно требовать, чтобы все было легально. Конечно, это процесс долгий и тернистый. Нужно мотивировать акимов, чтобы они на самом деле занимались налоговой базой, чтобы она с каждым годом росла. Сейчас в поселках вводятся следующие меры: если там перевыполняют налоговый план, то на сумму, собранную сверх плана, добавляется еще столько же денег. Такие вот меры мотивации акимов.
— Эффект может дать только долгая детальная работа. Я бы поостерегся тех, кто предлагает очень простые схемы, которые можно претворить в жизнь за год. Простых схем и простых решений не бывает. Те, кто их предлагает, либо мошенники, либо демагоги, — убежден Айдос Сарым.
По его наблюдениям,
в регионах сейчас нет больших сильных проектов, в которые можно было бы влить инвестиции
— Даже если произойдет чудо и придет миллионер с огромными финансами и попросит дать интересный проект, мы столько не найдем. Поэтому остается продолжать идти так, как идем — малые предприятия, малые возможности. Которые в целом будут аккумулировать дальше какие-то мощности и возможности, — подчеркивает депутат.