Некое подобие работы заметно только перед очередными выборами, а после них все снова затихает.
Снизился порог прохождения партий в мажилис, теперь он составляет 5% вместо предыдущих 7%. Соответствующие поправки в закон накануне подписал президент Касым-Жомарт Токаев.
Насколько это нововведение поможет отечественной партийной системе? Эксперты уже давно говорят, что хотя де-юре она существует, но де-факто практически не работает.
Об этом политолог Замир Каражанов в интервью нашему порталу.
— Замир, снижение на два процента — это на самом деле эффективный шаг? Вроде пара процентов особой роли не играет.
— На самом деле это действительно упрощает появление новых партий в мажилисе, и это давно пора было сделать. Как и упростить регистрацию партий. Первые же парламентские выборы при Токаеве показали, что ситуация в партийной системе радикальным образом не изменилась. В мажилисе сидят все те же, граждане никого не знают и так далее. И если власти хотят эту систему сделать более эффективной, нужны серьезные изменения. Снижение порога вхождения в парламент — это, конечно, недостаточно, но для начала неплохо.
— А на минувших выборах в мажилис кто-нибудь из не прошедших партий набрал хотя бы 5%?
— Про минувшие не скажу, поскольку этим моментом не интересовался. Но такие партии были в более ранние годы. И если бы эти 5% действовали уже тогда, они бы прошли в мажилис.
Выборы, которых никто не заметил, или зачем Казахстану партии?
Вообще, стоит отметить, что между лидирующей группой и остальными всегда был огромный разрыв. На этом фоне даже два процента имеют большое значение.
Останавливаться на этом не стоит, реформы надо продолжать. Например, сделать выборы более прозрачными.
— Еще одна проблема, о которой постоянно говорят, это этакий политический нигилизм сограждан. Большинство вообще не интересуется происходящим в политике, в том числе и на партийном поле.
— Да, эта проблема все еще остается. Население плохо осведомлено о партийной системе, граждане не разбираются в кандидатах и голосуют просто за тех, чьи фамилии чаще слышат в масс-медиа, широкий доступ в которые есть не у всех. А так не знают даже тех, кто уже сидит в мажилисе, не говоря уже о не прошедших. И виноваты в этом в числе прочего сами казахстанские партии, которые не сумели организовать информационную работу.
Между прочим, в наше время телевидение и печатная пресса начинают уступать место интернету и в частности социальным сетям. А вот там уже даже небольшая партия вполне может поднимать действительно важные вопросы и инициировать обсуждения по актуальным проблемам. Тогда и аудитория слушателей сразу может серьезно увеличиться.
Многие журналисты тоже ориентируются на соцсети, и когда там обсуждают что-либо интересное, распространяют тему дальше
Кроме партий, есть блогеры и различные объединения, например, по защите детей и так далее. То есть это уже не проблема, появились новые и обширные информационные площадки, которыми можно пользоваться.
— Может-то может, но почему-то не делает. Не особо заметно, чтобы в тех же соцсетях разворачивали серьезную агитационную работу. Может быть сразу перед выборами, но не после.
— Да, у наших нынешних партий слишком маленький КПД. Я всегда говорил,
это происходит потому, что нет по настоящему профессиональных политиков
То есть тех, кто сделал политику своей профессией, кто понимает, что с этого можно жить, а значит серьезно и продуктивно работает. В основном в партии приходят какие-то альтруисты, а через 4-5 лет разочаровываются. Я беседовал со многими партийцами, все говорили одно и то же.
— Вообще, в наших партиях не поставлена профессионально работа. Почти не привлекают в свои ряды видных и активных общественных деятелей, не ведут агитацию в межэлекторальный период. Просыпаются только перед выборами.
— В таком случае помогут ли вообще реформы в выборном законодательстве, если у нас все равно болото и рутина?
— Их нужно проводить в любом случае. Скорее всего, и для партий появится большой интерес, туда начнут приходить люди, желающие стать профессиональными политиками. А потом все начнет изменяться в лучшую сторону. Еще было бы неплохо сделать сами выборы более прозрачными. То есть со временем будет изменяться само отношение к партийной работе и в обществе тоже.
— Еще новведение — появилась графа «против всех». Всегда было интересно, зачем такая нужна? Гражданин, которого никто не устраивает, может вообще не пойти на участок. Или перечеркнуть бюллетень крест-накрест и уйти.
— Это элемент уважения как к избирателю, так и самого избирателя к выборному процессу. Если человек считает своим гражданским долгом придти на участок, но не видит достойных кандидатов, у него нет выбора. Конечно, он может просто испортить бюллетень, но может и проголосовать абы за кого, лишь бы было. А так выполнит свой долг, придет на участок и честно проголосует «против всех».