Если бы у курьеров был трудовой договор, все было бы еще хуже?
Забастовки курьеров Wolt прошли, но споры относительно происходящего не утихают. Одни винят «самоуправство компании», другие — «слишком большие аппетиты работников».
А вот юрист Сергей Уткин назвал произошедшее конфликтом не работодателя с работником, а крупного предпринимателя с мелкими. По крайней мере с юридической точки зрения. Поэтому трудовое законодательство, на которое любят ссылаться в социальных сетях, никакого отношения к нему не имеет.
— Сергей, конфликт начался из-за того, что компания снизила курьерам зарплату. Вообще, насколько это правомерно? Или такие работники у нас трудовым законодательством не защищены?
— Серьезно этим делом я не занимался, но насколько понял из публикаций в СМИ, там гражданско-правовые отношения, а не трудовые, а значит, речь идет не о зарплате. Курьеры не работают по трудовому договору и у них нет соответствующих обязанностей. Они не должны обязательно приходить в офис в девять утра, выполнять требования внутреннего трудового распорядка, как принято на всех работах, и так далее. Поработал два часа — надоело, занялся другими делами.
Компания вообще называет эту систему «работой с партнерами», а
юридически это отношения не между работником и работодателем, а между предпринимателями
Есть фирма-предприниматель, а есть человек-предприниматель, они заключают между собой гражданско-правовой договор. И трудовое законодательство к этому случаю никакого отношения не имеет.
Осуждая забастовку доставщиков, офисные снобы забывают о главном — экономист
Содержание этих договоров я не знаю и не могу судить, кто был прав. Но полагаю, что фирма возможность снижать тарифы или менять расчеты туда заложила. Текст договоров всегда готовит компания, идет речь о банковских кредитах или сотрудничестве, и наверняка они там все эти пункты предусматривают.
— Вот, кстати, одним из требований как раз и было заключение трудовых договоров. Но если на них не распространяется трудовое законодательство, тогда что их защищает? И защищает ли что-либо вообще?
— Гражданский кодекс, раз отношения гражданско-правовые. Но опять-таки, следует смотреть на заключенный договор. Как оказываются услуги, как считаются и устанавливаются тарифы и так далее. Не думаю, что с каждым отдельным человеком обговаривают какие-то тонкости, наверняка одни и те же условия для всех.
Так что с юридической точки зрения это чисто внутренние отношения предпринимателей, и государство помочь не может. Если не нарушаются никакие законы.
— Ну хорошо, но имеет ли право компания в одностороннем порядке снижать если не зарплату, то, скажем, расценки? Ведь они наверное тоже были прописаны в договоре?
— В случае гражданско-правовых отношений вообще-то нет, только по обоюдному согласию. Но только если иного не предусмотрено самим договором. Я изначально говорил, что его текст готовит компания. И скорее всего, возможности подкорректировать тарифы или правила расчетов компания там предусмотрела.
И закон таков, что даже если такой разгневанный курьер придет в суд, это ему не поможет
Просто судья прочтет текст и скажет — так вы же сами подписали документ, по которому компания имела право сделать то-то и то-то. Вот она так и сделала.
Опять же, я не знаю, как обстоят дела на самом деле. Но если бы я был юристом этой компании, так бы и сделал. Ну а они не в первой стране работают, наверняка были некие прецеденты, наработали опыт и знают, что и как надо делать.
— А если бы курьеры работали по трудовому договору, такая ситуация была бы возможна?
— А вот
по Трудовому кодексу работодатель как раз имеет право снижать заработную плату в одностороннем порядке,
только следует предупредить работника заранее. По моему, за месяц. Конечно, только в определенных случаях, которые предусмотрены в законе. Например, если ухудшилось финансовое положение фирмы.
Иногда бывают споры, когда работникам по этой причине урезают зарплату, а те пытаются доказать, что на самом деле никакого ухудшения не было. Но компания в суде всегда лучше докажет свою версию, манипулируя цифрами.
— Получается, что по трудовому договору работать даже менее выгодно?
— Вообще, работодатель всегда хочет (хоть в трудовых, хоть в гражданско-правовых отношениях), чтобы на него пахали 24 часа в сутки, а он за это платил сто тенге. А работник хочет наоборот — поработать полчаса и сразу за это получить сто тысяч.
— Ну а что тогда делать людям, кто работает на таких же условиях?
— В такой ситуации можно конечно посоветовать лучше читать договор, прежде чем его подписывать. Но допустим, что придет такой суперграмотный курьер и скажет — а давайте это и это поменяем, а тарифы вообще в два раза увеличим. А ему ответят — нет. Не хочешь, не надо, мы других найдем. И что дальше?
Это и есть та самая невидимая рука рынка, которая рулит. Если люди соглашаются на меньшее, кто будет платить больше? Вот если придут сто человек, и все сто откажутся и уйдут, вот тогда в фирме уже задумаются, что где-то что-то нужно менять.
После забастовки рабочим «АрселорМиттал Темиртау» подняли зарплаты
Видимо, в этом случае компания как раз несколько перегнула палку, когда начала менять расчеты. Думали, что в случае чего найдут других курьеров, но не получилось и пришлось отступать. И это абсолютно нормальная ситуация в рыночных отношениях.
В ЕНПФ обратились к казахстанцам: «Работайте официально!»
А сама забастовка тоже вполне нормальный метод. Это абсолютно логичное поведение — объединиться, договориться и всем вместе долбануть. Если ходить по одному и выступать, никто и слушать не будет. А вот когда все вместе, шанс намного увеличивается. Но только если компания быстро не найдет замену.
В трудовых отношениях то же самое, и забастовка в трудовом коллективе абсолютно такая же. Работники говорят — мы не будем работать, а вы будете терпеть убытки. А работодатель отвечает — я месяца три потерплю, а вы что это время без зарплаты делать будете? И кто раньше сломается. Бывало, что работники, которых начинают пилить жены за безденежье. А бывало и работодатель, если не найдет других.
Случается, что работники запугивали приходящих кандидатов, мол, если согласишься, мы тебе голову свернем, но вот это конечно незаконно.
А в целом обычное противостояние, в котором у каждого свои интересы.