Депозиты казахстанцев к апрелю 2021 года увеличились на 2,6% за месяц, или на 295,7 млрд тенге. Общая сумма составила 11,63 трлн.
Аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарев отмечает, что рост депозитов наблюдался и весь 2020 год:
— Некоторые экономисты кричат, что у нас жутко упал достаток населения, все голодают и бедствуют. Но это не так. Другое дело состав депозитов, который надо изучить. Расслоение в нашем обществе все же присутствует, богатые богатеют, а бедные беднеют. В 2020 году я проводил исследование и смотрел на падение обязательных пенсионных взносов.
Логика такова: если у нас все ужасно и все потеряли работу, то обязательные пенсионные взносы должны были сократиться
Однако самое большое падение пенсионных взносов было в июне 2020 года по итогам мая, когда был самый первый локдаун. Оно составило всего 8%. И это с условием, что бизнесу к тому времени уже разрешили не платить ОПВ в ЕНПФ. Так что здесь двойственная ситуация. Будем откровенны: многие экономисты у нас делают хайп на высказываниях о том, что люди плохо живут. Это собирает много «лайков», и это популизм, — считает аналитик.
Рост депозитов, по его мнению, во-первых, демонстрирует, что падение доходов населения не такое сильное, как многие утверждали. А во-вторых — это результат высоких ставок по депозитам.
— У нас высокая инфляция и высокая базовая ставка, которая обеспечивает достаточно интересную прибыльность депозитов
Максимальная ставка по депозитам у нас более 13%, и это достаточно много. В России, например, на фоне сокращения базовой ставки, которое отмечалось на протяжении двух лет, второй год происходит отток депозитов, — отмечает Андрей Чеботарев.
Альтернатива хранению денег на депозитах — вложение их в фондовый рынок. Это покупка акций разных компаний, а также облигаций и ценных бумаг. Для этого надо открыть счет у брокера. Но, по наблюдениям Чеботарева,
люди в Казахстане с осторожностью относятся к торговле на бирже. При этом могут с большей готовностью отдать деньги в руки мошенникам из всяческих финансовых пирамид
— Но если вы все же отдадите предпочтение фондовому рынку, важно иметь в виду, что инвестиций без риска там не бывает. Иногда за безрисковые инвестиции надо платить — в той же Европе есть отрицательные процентные ставки по депозитам. Как говорится, и такое бывает.
А в целом чем выше доходность, тем выше риск. Собственно этим еще объясняются высокие депозиты у нас: тенге в зоне риска, и доходность по нашим тенговым депозитам выше, чем по рублевым депозитам в России.
Что касается фондового рынка,
важно отметить, что все дивидендные доходы и прибыль от сделок в Казахстане для резидентов страны налогом не облагается
Это отличный стимул. Но, к сожалению, пока в центральном депозитарии ценных бумаг у нас зарегистрирован один из 100 экономически активных казахстанцев. То есть торговля идет очень слабо, — говорит аналитик.
На вопрос, в какие инструменты вкладываться на фондовом рынке, он не дает однозначного ответа. Все зависит от желаний и предпочтений. Но как вариант — акции компаний энергетического сектора, который сильно недооценен по итогу последнего кризиса.
— У Казахстана есть ряд «голубых фишек» — это те супер-акции, которые торгуются на иностранных рынках. У нас на иностранном рынке их четыре, а на внутреннем — чуть больше.
На иностранном рынке сейчас торгуется Halyk Bank — его акции достаточно дешевые, их можно купить как в долларах, так и в тенге. «Казатомпром»- вторая компания, на которую я обратил бы внимание,
Это один из самых больших добытчиков урана в мире. Еще одна компания — Kcell, которая пока еще есть на иностранном рынке, но скоро проведет делистинг (исключение ценных бумаг определенного эмитента из котировального списка фондовой биржи — ред.).
Четвертая компания — это Kaspi Bank. Его акции сейчас доступны только в долларах и сейчас стоят чуть ниже 80 долларов за акцию. Часть этих компаний доступна на бирже МФЦА и KASE. Кроме того, на KASE еще доступны компании, которые проходили по народному IPO: KEGOC, «Казтрансойл». Им тоже можно отдать предпочтение.
— Я не могу советовать, какие акции покупать и прогнозировать, и какие из них будут расти. Поэтому я просто перечислил имеющиеся у нас «голубые фишки».
Я бы советовал обратиться к финансовому консультанту, он поможет определить цели, а от них уже можно отталкиваться и инвестировать
К сожалению, у нас сейчас очень слабо развит сектор финансового консультирования. А по сути финансовый консультант как семейный врач: вы приходите к нему и говорите, что вы хотите, а он рекомендует, что вам делать. Кому-то стоит вложить свободные деньги в недвижимость, кому-то держать депозит, а кому-то купить акции, — рассказывает аналитик.
Эксперт сожалеет, что в Казахстане отсутствует один из интереснейших инструментов, который есть в России и Украине — покупка облигаций внутреннего займа.
— У Казахстана есть облигации, которые он продает как на внешних, так и на внутреннем рынке. Но напрямую граждане Казахстана не имеют права их покупать. Покупают банки и другие финансовые игроки. Хотя каждый казахстанец ими отчасти владеет, потому что их покупает ЕНПФ. Между тем занимать деньги своей стране гораздо менее рискованно, чем занимать банку. Априори страновой рейтинг выше, чем рейтинг банка. Более того,
казахстанские евробонды — облигации, номинированные в валюте, показывают доходность до 4-4,5% в долларах. А доходность депозитов в валюте у нас крайне мала
Я понимаю банки, которые выступают против продажи у нас такого инструмента, поскольку он может привести к оттоку депозитов из банковского сектора. Но доступность этого инструмента в России и Украине помогла неплохо прокачать финансовую грамотность населения. И стать неким триггером, благодаря которому очень многие открыли счет у брокера, — заключает Андрей Чеботарев.